Русский

Социально-экономическая модернизация современной России

Пандемия, связанная с COVID-19, охватила весь мир и особо обнажила многочисленные проблемы в социально-экономическом, политическом и гуманитарном развитии современного общества. Более того, экономические войны в форме зарубежных многочисленных санкций существенно повлияли на социально-экономическое развитие нашей страны.

Что необходимо предпринять, для того, чтобы вывести Россию из такого небывалого кризиса с наименьшими потерями и создать наиболее оптимальные условия в посткризисном социально-экономическом развитии?

Классическим подходом в решении этого вопроса является необходимость поднятия уровня развития производительных сил параллельно с решением конкретных стратегически ориентированных антикризисных задач.

Как известно, производительные силы включают в себя предметы труда, средства труда, а также производственную инфраструктуру. При этом главной производительной силой общества являются люди. Именно они создают и используют средства производства. Уровень развития производительных сил определяет уровень развития производственных отношений. Это одно из основополагающих положений классической экономической теории.

Мы обобщили теорию и практику организации и проведения успешных антикризисных реформ в США, Китае, Советском Союзе, Германии, Сингапуре и ряде других стран. И везде важнейшим фактором антикризисного управления являлось существенное повышение уровня развития производительных сил той или иной страны. Полагаем, в специфике антикризисного управления в современной России это обстоятельство следует учитывать особо также.

Если главной производительной силой является человек, то, вероятно, необходимо предпринять все, чтобы уровень интеллектуального, профессионального и гуманитарного его развития был достаточным с точки зрения целей и задач современных преобразований.

Важнейшей предпосылкой развития производительных сил вообще и человека, в частности является повышение роли и значения в жизни общества науки, культуры и образования. Такие меры предусмотрены реализацией нацпроектов в соответствии с Указом Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 7 мая 2018 года. Однако практика показывает, что их реализация уже является недостаточной, что с неизбежностью оказывает негативное влияние на инновационное развитие страны. Более того, по всей вероятности, занижены и целевые показатели. В частности, главный критерий нацпроекта «Образование», говорит о необходимости «обеспечения глобальной конкурентоспособности российского образования» и вхождением России «в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования». Полагаем, этого крайне мало. Есть все предпосылки, включая исторические и имеющиеся ресурсы, чтобы сделать наше образование «вне конкуренции» – самым передовым в современном мире.

Конкретным, практическим примером поднятия уровня производительных сил может служить соответствующий отечественный опыт. В то же время наши расчеты показывают, что Россия по инвестициям в развитие только человеческого капитала отстает в среднем в три раза от стран G-20. Это, полагаем, недопустимо. И здесь даже дело не только в инвестициях, а в организации и в профессиональном подходе к вопросу о государственном менеджменте в сфере, как образования, так науки и культуры. В 30-е годы прошлого века без инвестиций (в современном их понимании) наши деды и прадеды вывели отечественное образование и науку в мировые лидеры. Мы вполне способны их дело продолжить.

Поднятие уровня развития производительных сил общества – основная стратегическая задача в решении любых антикризисных преобразований. В то же время необходимы научно обоснованные государственные решения, непосредственно направленные на преодоление конкретных проблем в нынешних конкретно-исторических условиях.

Что необходимо предпринять для того, чтобы вывести Россию в лидеры посткризисного социально-экономического развития? Полагаем, необходима максимальная мобилизация всех имеющихся ресурсов для решения прежде всего следующих задач:

Первое. Современную модернизацию страны необходимо осуществлять «от достигнутого». Здесь следует согласиться с древней восточной мудростью: «не закапывай старый колодец, не выкопав новый», а это предполагает:

- сохранение в основном исторически сложившуюся за последние тридцать лет систему производственных отношений. Эти отношения нуждаются в модернизации, но они реально работают;
- никакой сплошной национализации (за исключением энергетического комплекса, который полностью должен быть под контролем государства) – она только углубит существующий экономический кризис, создаст неблагоприятные внутренние и внешние условия для проводимых преобразований. Нового передела собственности страна не выдержит;
- при проведении реформ в России особо важно навести должный, жесткий правопорядок в уже имеющихся производственных отношениях и в обществе в целом. Главным здесь станет, прежде всего, проведение реальной и эффективной антикоррупционной деятельности. Международный опыт показывает, что сам факт наведения должной дисциплины и правопорядка существенно ведет к повышению ВВП. Примером этому могут служить наведение правопорядка и дисциплины в условиях Советского Союза, проведенные по инициативе Ю.В. Андропова, когда только в течение года вследствие этого удалось добиться существенного повышения ВВП;
- содержанием наведения в стране должного правопорядка должна стать априори необходимая для «российской цивилизации» справедливость, где мораль определяет право, а не наоборот. Без этого никакие преобразования не будут эффективными, поскольку не найдут поддержки у подавляющего большинства населения.

«От достигнутого» успешно проводились реформы во многих странах. Такая методология применима и в современной России. При этом важно учитывать соответствующий отечественный и зарубежный опыт.

Второе. Наряду со сложившейся системой производственных отношений, основанных на частной собственности, необходимо незамедлительно приступить к созданию мощного государственного сектора на стратегических направлениях развития страны
. «Достигнутое» должно быть обязательно дополнено созданием эффективного государственного сектора экономики. Здесь особо важно «возвращение» государства в экономику. «Возвращение», чтобы как говорил в свое время Ф. Рузвельт, «строить, строить и строить», в первую очередь производственные мощности в стратегически важных отраслях. Наши расчеты показывают, что в условиях тотального кризиса и в переходный период соотношение государственного и частного производства наиболее целесообразно в пропорции, близкой 3:1.

Для России создание мощного государственного сектора особо важно, что обусловлено следующим:

- историческими особенностями страны. Фактически на всех этапах ее развития, там, где особо уделялось внимание «общенациональному» государственному сектору экономики, страна добивалась особых успехов. Так было при Петре I, Екатерине II, в советский период отечественной истории и т. п.;
- важностью увеличения общегосударственного бюджета. Госбюджет в настоящее время формируется преимущественно за счет различного рода налогов и сборов. В то же время государство, «возвратившись в экономику», сможет зарабатывать самостоятельно, получая прибыль от работы предприятий государственного сектора;
- решением проблем, связанных с «импортозамещением», особо остро актуализировавшимися в последнее время в связи с введенными «коллективным западом» против нашей страны системных санкций;
- созданием в стране мощного государственного сектора явится и важнейшим фактором государственной безопасности. По сути это должно стать национальным проектом экономического суверенитета;
- «возвращение государства в экономику» позволит более успешно решить и широкий круг социальных проблем.

В данной связи особо ярким с точки зрения организации государственного менеджмента является отечественный опыт индустриализации, в последующем который был эффективно использован в Китае, Сингапуре и других странах. Его результаты широко известны – только в результате второй пятилетки (1932-1937 гг.) продукция промышленности СССР выросла в 5,9 раза по сравнению с 1913 годом и в 2,2 раза – за пятилетие. Никто и никогда такую интенсивность строительства еще не превзошел. К примеру, США для аналогичного роста промышленности потребовалось почти 40 лет, примерно с 1890 по 1929 год.

Советская Россия, фактически разрушенная Первой мировой, гражданскими войнами, находясь под тотальными санкциями «коллективного запада», только за вторую пятилетку смогла построить 4500 новых крупных предприятий и смогла полностью обеспечивать себя фактически по всем направлениям социально-экономического и гуманитарного развития.

Такой опыт требует тщательного изучения, а лучшие его достижения – реализацию в жизнь. Россия самостоятельно может «строить, строить и строить». Следовательно, построить не на словах, а на деле эффективную и «импортозамещенную» экономику в интересах собственной страны. Здесь без мобилизационных мер государства, вероятно, обойтись невозможно. При этом за критерий необходимо взять соответствующие достижения научно-технического прогресса и, в частности, принципы «цифровой экономики». Реальность такова, что человечество, в том числе и Россия, уже вступили в период «информационной революции». Эта революция предоставляет огромные возможности во всех сферах жизнедеятельности людей.

Третье. С восстановлением государственного сектора экономики особо важным явится введение на предприятиях, независимо от форм собственности, «обязательного государственного заказа» (ОГЗ) на производство необходимой стране продукции. В этом, полагаем, заключается важнейшая предпосылка единения государства и бизнеса, наиболее реальная перспектива оптимизации отношений в сфере частно-государственного партнерства. Такой подход, с одной стороны, окажет существенную поддержку отечественному бизнесу, а с другой, – создаст условия для расширения российского внутреннего рынка, особенно в направлении его стратегического развития и модернизации. При грамотном менеджменте «политика обязательного госзаказа» может быть сравнима с политикой НЭПа, и стать основой неоиндустриализации и социализации российской экономики, что с неизбежностью обеспечит:

- создание новой идеологии, направленной на всемерное развитие национальной экономики. Идеологии, построенной на принципах частно-государственного партнерства при возрастающей роли и значения государственного менеджмента;
- относительно безболезненную смену существующей малоэффективной модели экономики на эффективную и максимально возможно справедливую;
- мобилизацию государства и бизнеса, а также других ресурсов, независимо от формы их собственности, для ускоренного выхода из состояния стагнации и последующего стабильного роста экономики страны;
- создание максимальных условий для возможного в современных условиях справедливого распределения материальных благ и доходов, снижение социальной напряженности и улучшения в стране морального климата;
- восстановление взаимосвязи промышленности и науки, создание дополнительных высокотехнологичных рабочих мест и т. д.;
- смену экспортно-сырьевой экономики на многоукладную с одновременным решением проблемы импортозамещения, расширения внутреннего рынка и товарообмена в целом.

Тесное сотрудничество (через ОГЗ) государства и бизнеса с неизбежностью позволит разрабатывать пятилетние планы, которые будут состоять из двух частей: одна часть – имеет индикативный, то есть ориентировочный, не строго обязательный характер, а вторая, включающая ОГЗ и Гособоронзаказ – обязательный. В составлении такого плана принимает участие государство, частный бизнес и ученые, что создает предпосылки для достижения консенсуса в проведении экономической политики в целом. Предлагаемая нами модель экономики является смешанной – частично плановой и частично рыночной. В свое время о возможности такой экономической конвергенции говорил выдающийся американский экономист Джон Гэлбрейт. В определенной степени она реализуется в современном Китае и других странах.

В данной связи следует обратить внимание на уже имеющийся успешный опыт Гособоронзаказа, который целесообразно распространить на всю систему общественного производства и прежде всего, на товары стратегического невоенного назначения.

Четвертое. Совершенствование системы государственного финансового менеджмента. Как известно, нынешний неолиберальный мир «стоит на финансах, живет ради финансов и финансами управляется». Роль и значение финансов иногда более существенны, чем других ветвей и средств власти. Фактически международный менеджмент находится в руках тех, кто печатает деньги и использует их в решении не только экономических, но и всего комплекса проблем жизнедеятельности людей.

В настоящее время мы наблюдаем постепенный «демонтаж» Бреттон-Вудской финансовой системы. Роль и значение доллара, как основной мировой валюты, снижается. Вполне вероятным может явиться факт, что наиболее важным событием XXI века станет развал или качественное преобразование Федеральной Резервной Системы США. В данной связи более чем очевидно, что реформа финансового менеджмента назрела и в России. Для современной России финансовая суверенизация, «национализация рубля» – объективная необходимость. Здесь особо требуются реформы, в основе которых лежало бы реальное подчинение финансовой системы государству. Такая политика позволит решить проблемы мобилизационного характера, используя собственный финансовый менеджмент в интересах собственных производителей и в интересах собственной страны. Тем более что в государстве деньги есть, просто ими надо более рационально и эффективно распоряжаться.

За основу проводимой финансовой реформы предлагаем использовать не только международный, но и успешный отечественный опыт. В частности, идеи С.Ю. Витте при проведении денежной реформы в России в конце XIX века, в результате чего в стране появилась стабильная денежная система. Не менее богат и соответствующий советский опыт.

В современных условиях в качестве первоочередных задач при проведении суверенной финансовой политики целесообразно предпринять следующие меры:

- наряду с государственными банками целесообразно создать мощную сеть государственных банков, учитывая, что частный банк априори работает на реализацию преимущественно собственных интересов, а государственный – в интересах государства в целом. Особо конструктивный опыт такой трансформации имел место в США в период преодоления Великой американской депрессии. Не менее полезен опыт работы современной китайской финансовой системы;
- обеспечить суверенную денежную политику, провести «национализацию» рубля. Центральный Банк России, не теряя своей самостоятельности и правового статуса должен работать под более жестким непосредственным управлением Правительства, обеспечивая, в том числе реализацию его программ;
- целесообразно осуществить сокращение резервных фондов и валютных резервов путем изъятия их из зарубежных банков, перечисление в госбанки и направление на инвестиционные цели. Резервы предлагаем довести до минимальных величин, необходимых в чрезвычайных обстоятельствах. Деньги должны работать исключительно на собственную экономику. После введенных санкций США реализовать это представляется проблематичным, но активизировать работу в этом направлении необходимо;
- экономика развивается, если ключевая ставка ниже инфляции. Эта объективность, которую не в силах отменить ни одно государство. Низкие процентные ставки и дешевые кредиты стимулируют инвестиционный климат, потребительскую активность, улучшают рыночную конъюнктуру;
- минимум на десять лет целесообразно законодательно объявить мораторий на вывод из страны финансовых валютных средств, кроме отдельных случаев, предусмотренных законом. В данной связи следует поддержать и развить финансовый менеджмент Правительства РФ в содержании, который начал постепенно проводиться с весны 2022 года;
- установить строжайший и открытый для общества контроль расхода средств от реализации на внешних рынках, в частности, нефти и газа. Пошлину на экспорт энергоресурсов целесообразно определить на уровне пошлин в северных странах Евросоюза;
- настало время начать реальную борьбу с оффшорами за возвращение капиталов из-за рубежа, за перевод всех предприятий и, в первую очередь, с государственной долей собственности, под российскую юрисдикцию.

Не менее важным является и то, что в настоящее время на мировых финансовых рынках для России складывается особо благоприятная ситуация, когда возможна суверенизация рубля, реальный выход страны из зависимости Бреттон-Вудской системы и проведения более сбалансированной политики с Федеральной Резервной Системой США. В другое время это сделать будет очень сложно.

Пятое. Реформирование национальной налоговой системы. За прошедший период, со времени перехода от социалистической модели к капиталистической, практика показала, что установленная Правительством РФ система налогообложения и ее постоянные изменения явно не в полной мере стимулировали развитие экономики. В последние годы налоговая система перешла на «цифровую» систему организации и стала работать более слаженно. Однако в настоящее время этого уже недостаточно. Необходима модернизация в стране самой парадигмы налогообложения, а это, прежде всего, предполагает:

- по примеру развитых экономик мира целесообразно внедрить более прогрессивную шкалу налогообложения, при этом обеспечив доминантность ее мотивационных методов. Имеющийся международный опыт необычайно многообразен и полезен в решении таких задач. В данной связи целесообразно создать на самом высоком уровне специальную комиссию с целью разработки современной концепции налогообложения в России. Этому способствует то, что в нынешнем Правительстве РФ – много профессионально подготовленных людей в вопросах работы именно налоговой системы;
- полагаем, что одним из главных критериев в совершенствовании системы налогообложения должна стать политика, направленная на диверсификацию налогов при преимущественном их снижении. Налоги необходимо снижать, а не повышать. О целесообразности этого свидетельствует, в частности, опыт США, где чтобы достичь роста ВВП в 4% провели политику налоговой рефляции. На этом примере видно, что налоговая политика является эффективным средством для повышения экономического роста через повышение деловой активности. Политика снижения фискальной нагрузки на бизнес и население также повышает платежеспособность. А субсидии исполнителям, работающим на Госзаказ (ОГЗ) увеличивают объем выпускаемой продукции, рост внутреннего спроса и, в конечном итоге, рост ВВП, а это, в свою очередь, повышает налоговую базу;
- важнейшим фактором формирования бюджета страны явится и то, что все получаемые доходы в России должны облагаться налогом именно в Российской Федерации. Такую политику проводят в настоящее время многие страны. Механизмы ее реализации целесообразно заимствовать у Китая и США. Особенно эффективно в этом направлении работает американское руководство;
- не менее важным является модернизация системы местного налогообложения юридических и физических лиц и расширение возможностей для реализации финансовой политики на уровне муниципалитетов.

В экономике таким образом запускается синергетический эффект. У государства появляется возможность обновлять и создавать заново инфраструктуру, больше вкладывать средств в человеческий капитал и укреплять обороноспособность страны.

Предпринимаемые в настоящее время Правительством РФ меры по совершенствованию налогообложения на основе принципов «цифровых технологий», являются, безусловно, важными, но требующими совершенствования самих принципов налогообложения с точки зрения расширения их мотивационного характера.

Шестое. Наряду с непосредственным «возвращением государства в экономику» не менее важным является максимальное использование дополнительных трудовых и сырьевых ресурсов, что может явиться одним из основных внутренних «инвестиционных» источников проводимых преобразований.

Оптимизация использования сырьевых ресурсов. Россия – одна из самых богатых стран по природно-сырьевым запасам. Рациональное их использование следует рассматривать как важнейшую государственную задачу в модернизации всего народнохозяйственного комплекса. Международный опыт показывает, что основные сырьевые запасы должны находиться «в руках государства» и использоваться под жестким общественным контролем. Недопустимо, чтобы огромные природно-сырьевые богатства страны находились преимущественно в частных руках. Современный международный опыт, в особенности в Норвегии, Англии, Арабских стран показывает, что сырьевые ресурсы преимущественно принадлежат государству и используются в интересах государства в целом. С другой стороны, необходимо специально разработанная программа, направленная на наиболее рациональное использование природно-сырьевых ресурсов с учетом экологических, социально-экономических и других факторов их развития.

Оптимизация использования трудовых ресурсов
. Наряду с огромными природно-сырьевыми ресурсами Россия обладает и не менее богатыми трудовыми ресурсами, которые также необходимо использовать более рационально. В данной связи в качестве конкретных мер предлагается следующее:

- мобилизация всех без исключения трудовых ресурсов на решение социально-экономических задач. То, что в стране десятки миллионов трудоспособного населения «неизвестно чем занято», имеются миллионы безработных – недопустимо. В качестве первоочередных мер назрела необходимость принятия поправок в законодательство РФ, которые определили бы, что труд это обязанность каждого трудоспособного гражданина России. Следует всегда помнить о том, что труд – это не только источник всякого богатства, но, как справедливо отметил еще Вольтер, «работа избавляет от трех великих зол: скуки, порока, нужды». А русская пословица еще более конкретна – «Без труда не выловишь и рыбку из пруда». Все трудоспособные должны работать;
- в стране миллионы «бомжей», наркоманов, других лиц, имеющих склонность к девиантному поведению. Государство должно предоставить им шанс трудиться на общественно значимых работах, как это, к примеру, осуществлялось в период преодоления Великой американской депрессии в США. Это в равной степени относится и к «праздношатающейся», так называемой «золотой молодежи», и к различного рода тунеядцам;
- целесообразно наделить всех желающих граждан Российской Федерации земельными участками для индивидуального строительства и ведения личного подсобного хозяйства (ЛПХ). Самая большая по территории страна в мире в состоянии себе это позволить. Вокруг крупных промышленных городов за относительно непродолжительное время может реально возникнуть «одноэтажная Россия» по типу «одноэтажной Америки». История России свидетельствует, что именно личные подсобные хозяйства в условиях войн, кризисов и разрухи всегда играли исключительно важную роль в обеспечении страны продовольствием. Наши расчеты показывают, что дополнительное привлечение к работе в ЛПХ 10 млн. населения, в том числе неработающих пенсионеров, увеличивает производство продуктов питания (мясо, молоко, овощи, фрукты) в стране на 15-20%. Для индивидуальных производителей, получивших земельные участки, важно создать систему государственной и муниципальной поддержки;
- необходимо также восстановить реальную всеобщую воинскую обязанность. Не занятых непосредственно в обороноспособности военнослужащих срочной службы целесообразно привлекать к хозяйственно-восстановительным работам в форме ранее эффективно работавших стройбатов. Это позволит не только решать некоторые общезначимые государственные строительные задачи, но и будет способствовать обучению молодежи созидательному труду, дисциплине, организованности и порядку.

Трудовые и природно-сырьевые ресурсы России огромны. И их необходимо использовать с учетом международного и отечественного опыта, что явится важнейшей предпосылкой эффективного выполнения задач в модернизации страны.

Седьмое. Преобразование системы государственного управления экономикой.

Как известно, органы государственной власти и местного самоуправления составляют систему публичной власти, которая в настоящее время, полагаем, нуждается в особом реформировании.

Государственный сектор экономики, на наш взгляд, должен являться основополагающим (особенно на переходный период) и производить большую часть ВВП. Наиболее стратегически важные отрасли производства должны находиться в государственной собственности. Советский Союз, Россия традиционно были одними из мировых лидеров в космосе, мирном освоении атома, авиастроении, судостроении и ряде других наукоемких производств, которые находились в государственной собственности и управлялись непосредственно государством.

В настоящее время еще сохраняются предпосылки, чтобы вывести страну на передовые рубежи научно-технического прогресса. Без непосредственного государственного участия решить такие задачи невозможно в принципе. Это, в свою очередь, предполагает:

- восстановление в федеральном Правительстве отраслевых министерств и ведомств, необходимых для решения в деле модернизации страны конкретных задач;
- установление системы плановой работы государственных предприятий. В основу планирования должны быть положены потребности государства в производстве той или иной продукции. За основу системы планирования целесообразно взять современный японский опыт, с учетом отечественных традиций;
- предприятия государственного сектора могут производить и товарную продукцию вне плановых показателей;
- внедрение в производство и управление, как уже отмечалось, «цифровой экономики». Реальность такова, что человечество, в том числе и Россия, уже реально вступили в период «информационной революции»;

В целом, возрастание роли и значения государственного сектора позволит поднять в России на новый качественный уровень высокотехнологичное производство, стабилизировав всю систему общественного производства и обеспечить развитие экономики страны в соответствии с передовыми мировыми трендами.

Муниципальный сектор экономики
. В соответствии с новой редакцией Конституции РФ максимально расширены возможности местного самоуправления. Новые конституционные требования объективно предполагают принятие законов и соответствующих нормативно-правовых актов, наиболее важными из которых должны явиться следующие:

- законодательно закрепляющие «возвращения в экономику» не только государства в целом, но и местных органов самоуправления. Органы власти на местах должны самостоятельно организовывать на своих территориях производство и, прежде всего, сельскохозяйственное, тем самым обеспечивая более эффективное развитие всех сторон жизнедеятельности местного населения;
- нуждается в совершенствовании муниципальное налогообложение в рамках всей системы формирования местных бюджетов. В данной связи целесообразно использование соответствующего опыта ведущих стран Евросоюза и, в частности Франции, Германии и Италии;
- расширение прав муниципалитетов в предоставлении лицензий на производственную деятельность заинтересованным лицам и организациям, что существенно будет способствовать привлечению инвестиций;
- расширение на уровне муниципалитетов частно-государственного партнерства, в частности, введение обязательного государственного заказа (ОГЗ) на производство сельскохозяйственной продукции и продуктов питания.

Международный опыт показывает, что роль и значение муниципалитетов в развитии современной экономики возрастает, и этим необходимо воспользоваться безотлагательно.

Частный сектор экономики России. Данный сектор имеет максимально прав и свобод по реализации своих экономических интересов. Он охватывает широкий спектр производственных отношений. В данной связи нуждается лишь совершенствование системы нормативно-правового обеспечения его развития. Особое внимание при этом важно обратить на малое и среднее предпринимательство и поддержку индивидуально-предпринимательских инициатив. Именно данная сфера является одной из важнейших сфер занятости населения.

В рамках рассмотренного невозможно осветить все вопросы современной экономической модернизации России. Но как показывает отечественный и международный опыт антикризисного управления, «государство и местные органы власти должны вернуться в экономику», максимально мобилизовав усилия для преодоления ее кризисного состояния. Особое внимание здесь необходимо обратить на наведение должного правопорядка, дисциплины и жесткого контроля во всех сферах общественного производства, – это прежде всего. В существующей системе производства целесообразно увеличение государственного сектора экономики до научно-обоснованных стандартов, а также введение обязательного госзаказа (ОГЗ) прежде всего на импортозамещающую и другую стратегически необходимую продукцию. Нужна качественная модернизация налогообложения, финансового менеджмента. Не менее важным явится рациональное использование имеющихся ресурсных возможностей. Все это позволит России преодолеть имеющийся кризис и выйти на лидирующие позиции в социально-экономическом развитии.

Предлагаемая нами система антикризисного развития экономики России абсолютно не предполагает «демонтажа» достигнутого. Более того, ему необходимо оказать поддержку и совершенствовать. Наоборот, нами предлагаются дополнительные меры мобилизации страны на основе наиболее конструктивных достижений международного и отечественного опыта.

В целом, предложенные нами направления по модернизации социально-экономического развития современной России отвечают на вопрос: что необходимо прежде всего предпринять, чтобы возродить России ее былое экономическое могущество.

Научно-методический совет МИСИ «Вектор»

Услуги компании

  • Политические коммуникации
  • Бизнес-коммуникации
  • Кризисные коммуникации
  • Финансовые коммуникации
  • Лоббирование и взаимодействие с органами государственной власти
  • Социальные исследовательские проекты