Современный мир в своем развитии подошел к тому, что необходимы существенные перемены в экономике, политике, в военной сфере и т. п. По сути, вопрос стоит о выживаемости человечества в новых исторических условиях.
Выступая на заседании дискуссионного клуба «Валдай» в конце 2021 года Президент России В. Путин особо подчеркнул, что «Социально-экономические проблемы человечества обострились до степени, при которой в минувшие времена случались потрясения всемирного масштаба: мировые войны, кровопролитные общественные катаклизмы. Все говорят о том, что существующая модель капитализма – а это сегодня основа общественного устройства в подавляющем большинстве стран – исчерпала себя, в ее рамках нет больше выхода из клубка все более запутанных противоречий».
Отрицать кризис современного мироустройства уже невозможно в принципе. Даже для американского общества стало более чем очевидным, что их «демократия» находится в глубочайшем кризисе также. Вероятно, это и вынудило официальный Вашингтон в конце прошлого года созвать мировой Саммит «За демократию». Или говоря другими словами, «по спасению демократии». На саммите 9 декабря 2021 года, в котором участвовали более ста лидеров государств, выступил сам Президент США Джо Байден и публично заявил, что демократию необходимо спасать, поскольку она находится в кризисе. Более того, этот процесс является устойчивым и ухудшение «демократического устройства» зафиксировано «снижением уровня глобальной свободы 15-й год подряд». Главным в речи Президента США явилось то, что именно спасение демократии «является для всех нас самым неотложным вопросом».
Обобщив большинство соответствующих исторических фактов и литературных источников, решений властных структур, а также «мобилизационное» поведение населения, мы пришли к заключению, что конкретная методология возрождения современной России должна строиться на принципах, которые выражены в формуле необходимости решения трех стоящих перед страной цивилизационных проблем:
- возрождение духовности;
- восстановление соборности;
- укрепление державности.
Духовность, соборность и державность неизбежно развиваются в контексте диалектического взаимодействия экономики и политики – это аксиома. В определенной степени – это мера такого взаимодействия.
Прежде всего – возрождение духовности. Историческая особенность русских народов, как известно, особо проявлялась в том, что это – духовные народы. Уничтожить духовность – означает уничтожить и сам народ. Великий русский писатель Л.Н. Толстой говорил в свое время: «Если в России рухнет вера, то страна на долгие годы превратиться в царство водки, денег и разврата». Именно в данном контексте исторические противники России и предпринимали попытки ее разложения. Об этом и свидетельствует американская доктрина Аллена Даллеса.
Нет необходимости еще раз доказывать более чем очевидный факт: духовность того или иного народа – основополагающий принцип его образа жизни. В настоящее время духовно-нравственное Возрождение России является важнейшим фактором ее выживания. Возродить духовность на практике означает сохранить главную историческую преемственность и самобытность развития страны. Россию убивает деморализация, а она должна ответить на вызов агрессора мобилизацией духовно-нравственного потенциала и моральной стойкостью. По нашему глубокому убеждению, именно от этого в наибольшей степени будет зависеть судьба страны. Духовно-нравственное возрождение нельзя рассматривать сегментарно. Оно органически встроено, образно говоря, в цивилизационный код России. Поэтому его возрождение, на наш взгляд, должно осуществляться комплексно. Такой подход предполагает радикальные изменения в обществе социально-экономических и гуманитарных взаимоотношений.
Наша отечественная история свидетельствует о двух путях преодоления процессов нравственной деградации. Первый снизу, когда духовное очищение должен пройти каждый самостоятельно. Это очень трудный путь, но альтернативы ему нет. «Дорога к храму» проходит через совесть. А совесть на Руси один из критериев жизни, и более того голос Бога в каждом. Ее обойти либо игнорировать абсолютно невозможно. Второй путь сверху. Это путь духовной мобилизации. Именно духовной мобилизации и даже государственного принуждения во имя нравственного спасения себя и своих потомков, отечественных ценностей и традиций – во имя будущего. Здесь речь идет об одном. Нас постепенно пытаются уничтожить духовно – насильственным путем навязывания так называемых либеральных ценностей. Очевидно, что необходимо предпринимать адекватные формы защиты. Другими словами, как говорится в древней русской пословице, «клин клином вышибают».
С моральным насилием агрессора Россия справится только тогда, когда противопоставит ему свои извечные ценности, которые лежат в основе ее тысячелетней истории. Практическая сторона такой мобилизации может быть различной. Но начинать необходимо, вероятно, с малого. По крайней мере, кто же будет сейчас против категорического запрета тиражирования в масс-медиа порока, зла и насилия? Прекращение обучения детей в школе, студентов в вузах на основе лжи и дезинформации, в частности, истории? Необходимо вернуться к истокам отечественной ментальности, к пониманию справедливости как универсального принципа жизни.
Не навязываемый либеральный «рынок» и либеральная «демократия» спасут Отечество. Безальтернативное следование идее вступления страны в «мировое рыночное хозяйство» есть не что иное, как попытка «продать» Россию на мировом базаре язычников, законников и ее врагов в целом. Страну спасет то, что спасало всегда: укрепление нравственных основ жизни, духовное Возрождение. «Не убий», «не укради», «не прелюбодействуй», «не лжесвидетельствуй», «возлюби ближнего как себя самого» и т. д. Это не только нравственные, общечеловеческие ценности, которые позволяют всем народам, населяющим русские земли, найти или возродить свою нравственную формулу и особенности современного самоопределения. Введение «диктатуры совести» и моральное самосовершенствование каждого, по существу, и есть, на наш взгляд, реализация известного критерия справедливости в современных условиях. Навязываемому стране «духовному рабству» может быть противопоставлена только «духовная свобода». Свобода как осознанная необходимость вернуться на испоконвечные пути своего духовного развития. На путь «третьего Рима». Россия может быть только Великой, или никакой. И прежде всего великой духовно. Это «альфа» и «омега» российского патриотизма, краеугольный камень ее традиционного развития.
Духовно-нравственное Возрождение органически включает в себя и фактор интеллектуализации всех сфер общественной жизни, что особенно важно в период информационной революции. Вера без знания ведет к суеверию, как и наоборот, безнравственное знание явление особо опасное социально. Здесь особо важно повышение образованности народа в жизни современного общества. Россия здесь должна быть первой и только первой. Целью российского образования, по нашему глубокому убеждению, должно быть не «копирование», и, более того, следование в айергарде «болонских процессов», а создание собственной образовательной системы обучения детей и других граждан на принципах лучших достижений человечества. Лишь просвещенные люди смогут строить цивилизованные отношения между собой, включая, в том числе взаимоотношения в экономике и политике. Возможно ли решение такой задачи в современной России? Однозначно, да, но только жестким, «мобилизационным» путем. Необходима новая концепция образования. Основы ее следует искать не на Западе, а в отечественной истории.
Советский Союз в свое время стал одним из самых образованных государств в мире. Соответствующий отечественный опыт содержит многое из того, что не потеряло своей актуальности до настоящего времени. Российское образование должно быть самым прогрессивным и самым доступным. Именно это должно содержаться в новой концепции образования. Более того, доступные условия обучения или переподготовки должны быть открыты для всех. Это не только важнейшие условия современного возрождения России. Это, вероятно, закономерность перехода человечества к информационному обществу, где образованность является основным критерием его функционирования.
Повышение уровня образования в государстве всегда с неизбежностью вело к созданию предпосылок для развития науки и техники. Чем выше образованность народа, тем более значимы достижения его в науке. Об этом свидетельствует весь исторический опыт развития человечества. В современных условиях, когда наука становится непосредственно главной производительной силой, вопросы, связанные с повышением ее роли и использованием в практике организации общественной жизни людей несоизмеримо возрастает. В России есть собственный опыт развития передовой науки и техники. И этот опыт с учетом других передовых государств также целесообразно использовать.
В последнее время много говорят об инвестициях. Главные инвестиции, полагаем, должны быть в человеческий капитал, в развитие образования и науки. В данной связи встает вопрос: кто это должен делать, и на каких принципах? Здесь либерально-демократический подход, навязываемый России, что рынок все поставит на свои места – путь в никуда. Развитие образования, науки и соответствующей культуры должно стать одной из основных функций государства, поскольку все это определяет главнейший вектор его развития.
Однако получения передовых знаний и обеспечения мирового лидерства в образовании и науке явно недостаточно. Образование и наука без соответствующей духовно-нравственной меры своего развития могут содержать крайне отрицательный потенциал. Их необходимо сделать не только одними из самых лучших в мире по содержанию, но и глубоко нравственно детерминированными. В данной связи необходимо начинать процесс возрождения с малого: государство должно обеспечить возвращение в отечественную школу ее воспитательных функций. А в науку – ее гуманистическую направленность. Лишь в этом случае Россия сможет восстановить не только свой интеллектуальный потенциал, былое величие, но и обеспечить прогрессивные трансформации во всех сферах общественной жизни.
Второе. Наряду с Возрождением духовности и в органической связи с ней, русские народы должны стать на путь соборности. Почему? Ответ на этот вопрос предельно прост, поскольку сила этих народов в их единстве, поскольку сообща решать общие проблемы, стоящие перед ними, целесообразнее. Это не просто тезис, а алгоритм оптимального саморазвития страны. Формула одного из самых светлых умов XIX в. А.И. Хомякова «единство в свободе и свобода в единстве» широко была поддержана многими слоями российской интеллигенции, включая В.C. Соловьева, П.А. Флоренского, С.Н. Булгакова, Н.А. Бердяева, С.Л. Франка и многими другими. Эта формула самоорганизации русских народов. Целесообразность практической реализации такого тезиса, как известно, подтверждена многовековой историей. Великая Русь сейчас поделена на «мелкие удельные княжества», называющие себя «независимыми государствами» и прозябающими в своем экономическом и социальном бессилии. Враги, членившие Россию во время смуты, добивались не только моральной деградации ее населения. Деморализация является лишь средством для достижения более прагматических целей. На самом деле идет молчаливая оккупация огромных материальных и гуманитарных ресурсов России, плодородных земель Украины, стратегических территорий, таких как грузинские земли и т.п. Великую Россию членили, чтобы по частям было удобнее ее грабить, изымать неисчислимые материальные богатства. За истекшие тридцать лет потери русских земель составили более половины исторически сложившейся ее территории.
Еще в 1972 г. группой специалистов Массачусетского технологического института был подготовлен знаменитый доклад под названием «Пределы роста», в котором доказывалось, что к середине XXI в. сырьевые ресурсы Земли, особенно невосполнимые, будут исчерпаны. То, что мир на грани планетарной катастрофы, неоднократно определялось и «Римским клубом», соответствующими другими международными организациями, включая ООН, а также широкими слоями научной общественности. Существует лишь один регион в мире, являющийся лидером сырьевой самодостаточности, территория бывшего Советского Союза. Только одна Российская Федерация обладает третью основных сырьевых запасов человечества. Общерусские земли уникальные не только духовно, но и материально. Здесь есть все. Вот за это богатство, за эти материальные ценности и идет, прежде всего, яростная борьба. А если посмотреть вглубь истории, то и все мировые войны прошлого столетия велись в значительной степени именно за доступ к нашим отечественным богатствам. Настоящее время не является исключением, с разницей, что так называемые «передовые демократические страны», как хищники над добычей, уже поглощают, делят награбленное на фоне «угасания самосознания самого непокорного в мире народа». Есть ли этому альтернатива? Убеждены, что есть. Где она? Она также определена богатым историческим прошлым, завещаниями предков, опытом возвышения и падения величия Отечества.
На всем протяжении своего развития Русь, в последующем Россия, Советский Союз, была сильна только тогда, когда была единым, сплоченным государством. Ссорились удельные князья, делили общую землю, беда приходила ко всем. Так было всегда. Об этом особо шла речь еще в древности, в знаменитой «Повести временных лет», в которой содержится идея о пользе объединения руських земель, об исконном единстве ее народов, о необходимости усиления государственной власти для установления порядка. Особо отчетливо звучал призыв прекратить княжеские междоусобицы, ведущие страну к разорению и гибели. Мотивы «Повести…» красной нитью пролегли через всю нашу отечественную историю. Только единство руських народов обеспечило победу на Куликовом поле, только такое же единство легло в основу отражения агрессора под Полтавой, Бородино, в битвах Великой Отечественной войны. В настоящее время Россию снова насильно пытаются разъединить с тем, чтобы она была слабой. Но ей-то нужно все с точностью до наоборот. Только совместно, в единстве всех братских и дружественных народов можно преодолеть «демократическую деградацию». Альтернативы этому также нет.
В свое время «Слово о полку Игореве» определило главную политическую задачу той эпохи призыв удельным князьям к единению перед нашествием монголов. Время подтвердило правильность «Слова…». В настоящее время задача стоит еще более сложная. Идея единения, соборности необходима уже не для того, чтобы отразить агрессию. А для того, чтобы преодолеть уже реальные ее последствия, не дать врагу окончательно сделать из страны просто территорию своего обогащения. А русский народ из великого превратить в раба.
Соборность для России – фактор выживания. История свидетельствует, что как только объединялась Европа, независимо от форм и методов объединения, это являлось непосредственной предпосылкой для развязывания войн с Россией. И всегда Россия, ее народы выходили из развязанных этими «демократическими» странами войн победителями ценой огромных жертв и, как правило, сообща. По нашим расчетам, человеческие потери России и Советского Союза в результате агрессии западных стран большие, чем все человеческие потери западноевропейских стран за всю историю их участия в боевых действиях.
Всегда передовые умы России указывали на важность единения, соборности русских народов, как важнейшем условии ее существования. Великий русский писатель Н.В. Гоголь особо красноречиво отразил, в частности необходимость единения Великой, Малой и Белой Руси, или трех братских народов – русского, украинского и белорусского, сравнивая их с «тройкой коней», которые только в единой упряжке могут мчаться по «дорогам истории».
Третье. Путь державности, или укрепления государственной власти. Сила России и особенность ее развития определялась также державностью, специфическим государственным устройством. Данный контекст проблемы имеет не только управленческое содержание, но и цивилизационное. Кем бы ни управлялась Россия − князьями, императорами, царями, советскими лидерами − государственное управление в ней можно рассматривать как феномен мировой культуры, который обогатил человечество своим многообразием в регулировании общественных отношений.
Российская история показывает, что наибольшего процветания страна достигала преимущественно в условиях сильной, централизованной власти. Так было при Ярославе Мудром, Петре I, Екатерине II.… Это подтверждает и советский период истории, когда страна стала одной из самых могущественных и образованнейших на планете за рекордно короткий период времени. Известный русский философ И.А. Ильин утверждал, что «государственное единство возможно …только при наличии сильной и мудрой власти». На таких позициях стояли Н.Я. Данилевский, П.А. Столыпин, Л.А. Тихомиров и многие другие выдающиеся деятели России. По мнению известного российского социолога В.И. Добренькова, подавляющее большинство российских мыслителей «считали, что только единое могучее государство может консолидировать все нации и народности многонациональной России и разрешить существующие социокультурные, экономические, национальные антагонизмы, построив при этом гармонично развивающееся общество.
Сильная централизованная власть не обязательно означает наличие государственного диктаторского режима. Это, прежде всего, возможность иметь институции должного управления обществом. Каждый народ специфичен в своем образе жизни и имеет право на соответствующие собственные формы организации и управления им. Существенное различие в общественном и государственном устройстве мы находим в Америке, Китае, Японии, у народов Африки, Австралии и т.д. Русские народы также за многие столетия своей истории выработали собственную, отвечающую только их специфике систему власти и управления. Это система общинности, коллективизма при атрибутивной доминанте державности. Это система, вытекающая из традиционных основ образа жизни.
Насильственно насаждаемые, чуждые для России институты власти – это не что иное, как проявление агрессии с целью установления оккупационного режима. История свидетельствует о том, что, кто бы насильно не привносил в Россию свои формы правления, ни одна из них не прижилась. Именно собственная державность с ее традиционно сильной государственной властью является одним из факторов не только преодоления невзгод, но и необходимого, соответствующего традициям и ментальности народа, основного фарватера развития этой страны. Как альтернативу состояния разрухи, беспорядка, неуправляемости народ ожидает существенного усиления власти, жесткой власти не чужого, а собственного государства в интересах собственного народа. Об этом свидетельствуют многочисленные социологические исследования последних лет. И не только они.
В современной России такой подход уже начинает пониматься как атрибутивный в ее современной государственно-политической идентификации. «Только суверенные государства способны эффективно отвечать на вызовы времени и запросы граждан – специально отмечал на заседании Валдайского клуба В.В. Путин. – Соответственно, любой действенный международный порядок должен учитывать интересы и возможности государства, идти от них, а не пытаться доказать, что их быть не должно. Тем более нельзя кому-то или что-то навязывать, будь то принципы общественно-политического устройства или ценности, которые кто-то по своим соображениям назвал универсальными. Ведь очевидно, что, когда приходит настоящий кризис, остается только одна универсальная ценность – человеческая жизнь, и как её защитить, каждое государство решает самостоятельно, исходя из своих возможностей, культуры, традиций».
Сильное государство – важнейший критерий эффективности модернизации страны. Во многих не только наших исследованиях традиционно подчеркивается атрибутивность необходимости наличия в России «сильной власти». В исторической ретроспективе так и было. Сильная власть сильное и преуспевающее государство, способное решать максимально большие проблемы в контексте внутреннего и международного развития. В современных условиях роль и значение государства существенно возрастает. Такое возрастание обусловлено не только антикризисными закономерностями, но не менее важной необходимостью наведения в стране должного правопорядка, укрепления дисциплины и ответственности.
Необходимость в сильном государстве вытекает и из основополагающих тенденций исторического и современного развития. Если в индустриальном обществе государство являлось «институтом принуждения, или насилия», то в постиндустриальном оно превращается в институт научно-обоснованной организации. Информационная революция с неизбежностью превращает государственную власть в субъект организации жизнедеятельности людей фактически во всех сферах их общественной жизни. Для России, которая традиционно тяготеет к институтам сильной государственной власти, это создает исторический шанс прорыва в процессах, которые определяются современным научно-техническим прогрессом.
Наряду с указанным следует специально обратить внимание на то, что сильная государственная власть не отрицает общинность как самоорганизацию жизнедеятельности отдельных людей и народов, а, скорее, наоборот стоит на их защите.
Таким образом, основными принципами цивилизационного Возрождения России в современных условиях являются следующие: возрождение исторически сложившихся духовных традиций, преодоление междоусобных, межгосударственных противоречий и обеспечение соборности всех русских и других братских стран и народов, что всегда являлось критерием силы и могущества общерусской цивилизации. Особо важным является также укрепление державности, возрастание роли и значения государства в решении современных задач.
Основной вектор направленности современного культурно-цивилизационного возрождения России однозначно, на наш взгляд, обусловлен традиционной российской Духовностью, Соборностью и Державностью, альтернативы которым в настоящее время нет.
Имеются и другие, не мене важные направления в цивилизационном возрождении России. Но главными, полагаем, являются рассмотренные нами выше, учитывая то, что они являются также наиболее очевидными и традиционными. Именно на таком «фундаменте» и должна осуществляться модернизация современной России.
Научно-методический совет МИСИ «Вектор»