Русский

Россия после пандемии COVID-19

Международный институт стратегических исследований «Вектор» представляет широкой общественности ряд научно-исследовательских проектов, направленных на реформирование социально-экономического и гуманитарного развития современной России.

Ниже тезисно излагаются основные направления проведения антикризисных преобразований в сфере экономики.

Россия: основные пути антикризисного экономического развития

Современный мир вступил в глубокий социально-экономический кризис, вызванный пандемией коронавируса и рядом других причин. Идет интенсивный поиск путей его преодоления. В данной связи нами обобщен опыт антикризисного государственного управления в США (Ф. Рузвельт), в Китае (Ден Сяопин), Сингапуре (Ли Куан Ю), в Германии (Л. Эрхард), Франции (Де Голь), в Советском Союзе и ряде других стран. На основе такого опыта разработаны рекомендации по преодолению экономического кризиса в России, которые в наиболее общем виде сводятся к следующим.

Первое. Посткризисную модернизацию страны необходимо осуществлять «от достигнутого». Здесь следует согласиться с древней восточной мудростью: «не закапывай старый колодец, не выкопав новый». Единственное, что крайне важно при этом – навести должный, жесткий правопорядок в уже имеющихся производственных отношениях и в обществе в целом.

Второе. Наряду со сложившейся системой производственных отношений, основанных на частной собственности, целесообразно приступить к созданию мощного государственного сектора. Здесь «возвращение» государства в экономику особо важно. «Возвращение», чтобы, как говорил в свое время Ф. Рузвельт, «строить, строить, и строить» и, в первую очередь, производственные мощности в стратегически важных несырьевых отраслях. Международный опыт показывает, что в условиях системного кризиса и в переходный период соотношение государственного и частного производства наиболее целесообразно в пропорции, близкой 3:1.

Третье. Введение на предприятиях, независимо от форм собственности, «обязательного государственного заказа» (ОГЗ) на производство необходимой стране продукции. В этом, полагаем, заключается важнейшая предпосылка единения государства и бизнеса, наиболее реальная перспектива создания взаимовыгодных отношений в сфере частно-государственного партнерства. Такой подход, с одной стороны, окажет существенную поддержку отечественному бизнесу, а с другой, – создаст условия для расширения российского внутреннего рынка, особенно в направлении его стратегического развития и модернизации. При грамотном менеджменте «политика обязательного госзаказа» может быть сравнима с политикой НЭПа. В данной связи следует обратить внимание на уже имеющийся успешный опыт Гособоронзаказа, который целесообразно распространить на всю систему общественного производства и прежде всего, на товары стратегического невоенного назначения.

Четвертое. Восстановление мирового лидерства в наукоемком производстве. Прежде всего здесь следует поднять на новый качественный уровень традиционное для России высокотехнологическое производство и предпринять меры для его существенного расширения. Россия традиционно была одним из мировых лидеров в космосе, мирном освоении атома, авиастроении, судостроении и ряде других наукоемких отраслей. Предлагается в данной связи пойти по пути кластеризации таких производств, восстановив министерства и ведомства отраслевой направленности, а также создав новые, отвечающие вызовам «информационной революции». Есть все предпосылки, чтобы сохранить здесь мировое лидерство, а такую систему приоритетного производства сделать одним из локомотивов развития научно-технического прогресса.

Пятое. Совершенствование системы государственного финансового менеджмента. Для России финансовая суверенизация, «национализация рубля» – объективная необходимость. Здесь требуются реформы, в основе которых лежало бы реальное подчинение финансовой системы государству. В проведении таких реформ предлагаем использовать не только международный, но и успешный отечественный опыт. В частности, идеи Министра финансов России С.Ю. Витте при проведении денежной реформы в конце 19 века, в результате чего в стране появилась стабильная и эффективно работающая денежная система. Не менее полезен и соответствующий советский опыт.

Шестое. Модернизация национальной налоговой системы. По примеру развитых экономик мира настала необходимость внедрить прогрессивную шкалу налогообложения, обеспечив при этом доминантность ее мотивационных методов. Политика снижения (или рационализации) фискальной нагрузки на бизнес и население повышает их платежеспособность, что повышает, в свою очередь, рост внутреннего спроса и в конечном итоге ведет к увеличению ВВП. Более того, в экономике запускается синергетический эффект. Проведение налоговой реформы – необычайно важное и сложное дело. Альберт Эйнштейн говорил, что «Самое непостижимое в этом мире – налоговая шкала», а Уинстон Черчилль считал, что «Хороших налогов не бывает» вообще. Но все исследователи сходятся в одном – что налоги в любом государстве должны быть научно обоснованными и должны носить мотивационный характер.

Седьмое. Максимальное привлечение трудовых ресурсов населения к созидательной трудовой деятельности, что может явиться одним из основных внутренних «инвестиционных» источников проводимых преобразований. В качестве первоочередных мер назрела необходимость принятия поправок в Конституцию РФ, которые определили бы, что труд – не просто право, но и обязанность каждого трудоспособного гражданина России. В свое время Вольтер говорил, что труд – это не только источник всякого богатства, но и «избавление от трех великих зол: скуки, порока, нужды», а русская пословица еще более конкретна: «без труда – не выловишь и рыбку из пруда». В той или иной форме «трудовая мобилизация» всегда применялась государством при проведении антикризисной политики. Современная Россия в этом вопросе не может быть исключением.

Восьмое. Расширение экономических прав и обязанностей местного самоуправления. Наряду с тем, что «государство должно вернуться в экономику», в экономику «должны вернуться» и местные органы власти. Лозунг «Вся власть советам» – в контексте расширения экономических их полномочий на местах будет не только уместным, но и особо полезным. Расширение экономических возможностей и обязанностей муниципалитетов (сельских районов) существенным образом будет способствовать решению проблем с продовольственной безопасностью, занятостью населения, возвращению к традиционным истокам общинных форм жизнедеятельности и т.п.

Девятое. Совершенствование системы государственного управления. Наряду с расширением прав и свобод местных органов власти (муниципалитетов) необходимо усиление централизованной системы государственного управления. Это предполагает проведение инновационных административных реформ, введение индекативного планирования, усиления учета и контроля во всем государственном менеджменте. На переходный период устанавливается «мобилизационный» режим экономики, что является закономерностью в любой антикризисной деятельности. В свое время Китай и ряд других стран заимствовали советский антикризисный опыт государственного управления, который с учетом местной специфики показал хорошие практические результаты. Очевидно к собственному опыту мобилизационного управления страной целесообразно вернуться и в современной России.

Десятое. Использование дополнительных ресурсов и возможностей. В этом направлении заложен огромный потенциал. Достаточно привести только один пример. Нами предлагается наделить всех желающих граждан земельными участками для индивидуального строительства и ведения личного подсобного хозяйства. Самая большая по территории страна в мире может себе это позволить. Расчеты показывают, что дополнительное привлечение к работе на выделенных участках и в ЛПХ 10 млн. граждан, в том числе неработающих пенсионеров, увеличивает производство продуктов питания (мясо, молоко, овощи, фрукты) до 15%, способствует решению жилищной проблемы и оздоровлению жизнедеятельности людей в целом. Наряду с указанным, имеются и многочисленные другие резервы в содействии государству по преодолению существующего кризиса.

Одиннадцатое. Качественное повышение уровня развития производительных сил. Без этого ни одна из выше определенных задач не может быть решена в принципе. Уровень развития производительных сил, главной из которых является человек - важнейший показатель общественного прогресса. Чем он выше, тем выше ступень экономического и социального развития общества. Здесь необходима новая «культурная революция», основным критерием которой должно стать достижение в России лучшего в современном мире образования, науки и культуры. У нас есть собственный опыт и другой ресурс, чтобы незамедлительно приступить к реализации такой задачи.

Предлагаемые пути преодоления в России современного экономического кризиса являются основными, но не единственными. В то же время, выполнение предложенного сможет обеспечить уже в течение первых трех лет вывод России в мировые лидеры по темпам роста ВВП и решению других социально-экономических проблем.

Научно-методический совет МИСИ «Вектор»,
доктор экономических наук, профессор Котолупов О.А.,
доктор социологических наук, профессор Хриенко П.А.

Услуги компании

  • Политические коммуникации
  • Бизнес-коммуникации
  • Кризисные коммуникации
  • Финансовые коммуникации
  • Лоббирование и взаимодействие с органами государственной власти
  • Социальные исследовательские проекты