Русский

Южная Осетия: процессы демократического возрождения

Почти два десятилетия, после развала Советского Союза, Южная Осетия фактически находилась в состоянии перманентной войны. Войны, которая до основания разрушила экономику, предельно ослабла политическую систему, до предела обострила социальные отношения. Десятки тысяч людей оказались беженцами, а оставшиеся вынуждены были жить на родной земле в нищете и в постоянной опасности. Апогеем агрессии против Южной Осетии стала варварская война августа 2008 года, которая еще более обострила существующее положение дел. В то же время августовская война явилась тем рубиконом, когда Южная Осетия однозначно определилась с фарватером своего цивилизационного развития. Страна обрела статус независимого государства, который признала Российская Федерация и ряд других стран.

В настоящее время Республика Южная Осетия выстраивает свою собственную систему социально-экономических и политических отношений фактически во всех сферах внутренней и внешней политики. Это происходит в предельно сложных условиях, но однозначно -- на принципах мира, дружбы и взаимовыгодного сотрудничества.

Предстоящие 13 ноября выборы Президента РЮО, вероятно, станут началом нового периода в развитии страны, когда «количественные» изменения ее современного возрождения должны с неизбежностью перерасти в «качественные». То есть, Республика от строительно-восстановительных работ постепенно переходит к нормальному функционированию как государства.

Вступившая в активную фазу предвыборная президентская кампания высветила многочисленные проблемы, с которыми необходимо будет считаться новому руководству, и которые еще долгое время будут оказывать влияние на процессы идентификации Южной Осетии.

Прежде всего, проблемы становления и укрепления демократических институтов власти. Вполне объяснимо, что местные элиты, сгруппированные в различные партии и организации, стремятся к власти. Это, безусловно, их конституционное право. Однако, вероятно, долгое время нахождения Республики в стадии войны делают этот процесс болезненным, а иногда и агрессивным. Примером могут служить метаморфозы в работе местного парламента, смещение накануне выборов его спикера, различного рода проблемы, связанные с президентским управлением и т.п. Но особенно наглядным является деструктивная критика действующего Правительства. Некоторые фигуранты предвыборной кампании публично заявляют, что в стране «нет никакого правительства, есть некоторая группировка, никто не знает, откуда эта группировка взялась, кто ее туда направил, чем они занимаются». Это фрагмент из выступления координатора Осетинского народного фронта Тарзана Кокойты на пресс-конференции 19 октября этого года в Москве. Очевидно, данный политический деятель не осведомлен о делах в Южной Осетии, поскольку не только МИСИ «Vector», специально изучающий проблемы Кавказа, но и другие организации и заинтересованные лица располагают огромным количеством материала о сложной и многогранной деятельности всех органов власти в Республике. Более того, проблемы государственного управления вполне открыто и гласно обсуждаются в самой Южной Осетии. Вероятно, это явилось основанием руководства партии «Единство», в которой состоит Т. Кокойты, резко отмежеваться от его высказываний.

Второе. Предвыборная гонка четко высветила и интерес отдельных политических групп добиться допуска к финансовым ресурсам РЮО. Известно, что Правительству Республики, возглавляемому Вадимом Бровцевым, за последние два года удалось наладить работу исполнительной власти, в существенной степени организовать восстановление страны на плановых программных принципах, и, что самое важное, обеспечить четкое освоение и направление по назначению финансовых средств, поступающих из Российской Федерации. Как следствие - рост экономических показателей развития Республики за последние два года, несмотря на имеющийся экономический кризис и другие факторы, не способствующие интенсификации производства. Однако, предвыборная критика, в недопустимых формах направлена именно на Правительство. Вероятно, политические фигуранты предвыборной кампании тем самым добиваются ликвидации института жесткого контроля за, прежде всего, финансовыми потоками, поступающими, повторим, из Российской Федерации на восстановление РЮО. Обращает на себя внимание тот факт, что особо агрессивная критика начинается тогда, когда Россия выделяет очередной финансовый транш Республике, а Правительство не дает возможности использовать его, мягко говоря, не по назначению. Другим объяснить все это невозможно.

Третье. Методы предвыборной кампании. Здесь мы наблюдаем широкий спектр предвыборной пропаганды и агитации, внедрение большого количества политтехнологий, в том числе нечистоплотных, а также неадекватное поведение кандидатов. Здесь было все: от стрельбы и задержания неугодных, до откровенной клеветы в масс-медиа. Дело доходит до того, что уже, вероятно, правоохранительным органам необходимо защищать честь и достоинство граждан от публичной клеветы и дезинформации. Однако, наряду с этим следует специально отметить, что большинство кандидатов на пост Президента проводят свою предвыборную кампанию вполне цивилизованно, что уже само по себе является фактом, демонстрирующим прогрессивные тенденции демократизации страны.

Четвертое. Обращает на себя внимание и то, что местные элиты в своей предвыборной кампании активно засодействуют информационный и другой ресурс из-за пределов самой Республики. Для этого используется достаточно влиятельный и сильный экспертный и масс-медийный потенциал. В частности, такие известные агентства как «Регнум», «Новый регион» и ряд российских газет предоставляют свою трибуну преимущественно для оппозиционных сил, что объективно ведет к дезориентации широких кругов международной общественности и дестабилизирует общественно-политическую ситуацию в самой Южной Осетии. Наряду с этим государственные масс-медиа России, на наш взгляд, не в полной мере оказывают содействие РЮО в объективном освещении предвыборных процессов. Учитывая, что Российская Федерация оказывает крупномасштабную поддержку в процессах возрождения этой страны, соответствующее информационное обеспечение, вероятно, должно активизироваться также.

Пятое. Несмотря на то, что в стране интенсивно проходит предвыборная борьба правящих элит, среди подавляющего большинства простого населения доминируют процессы конструктивной демократизации. Особо обращает на себя внимание факт интенсивного становления институтов гражданского общества, которые все больше оказывают влияние на политическую жизнь страны. Вероятно поэтому демократизация в государстве происходит быстро и достаточно эффективно. Примером тому в определенной степени может служить и организация нынешней предвыборной кампания. В настоящее время в РЮО организованы избирательные округа, работают избирательные комиссии, ведется другая многогранная работа. Все это дает основание считать, что президентские выборы в Южной Осетии пройдут демократически и в соответствии с международными стандартами.

В целом, эксперты Международного Института Стратегических Исследований «Vector» считают, что процесс демократизации в Республике Южная Осетия идет интенсивно, в правильном направлении, и необратимо. Имеющее место деструктивное поведение отдельных политических сил и их покровителей не смогут повлиять на общий ход прогрессивных преобразований в стране. Предстоящие выборы Президента РЮО явятся еще одним шагом, закрепляющим государственность Южной Осетии как демократического и свободного государства.

Научно-методический Совет МИСИ «Vector»

Услуги компании

  • Политические коммуникации
  • Бизнес-коммуникации
  • Кризисные коммуникации
  • Финансовые коммуникации
  • Лоббирование и взаимодействие с органами государственной власти
  • Социальные исследовательские проекты