Русский

К вопросу о региональной судьбе Крыма

Президентом Украины В. Януковичем принято решение о подготовке стратегической Концепции развития современного Крыма, работа над которой должна быть завершена до 1 декабря текущего года. Совет Министров Крыма приступил к выполнению указанных задач в рамках его компетенции. При Правительстве АРК создан Совет по стратегическому развитию Крыма, который непосредственно занимается выполнением. По заявлению вице-премьера Правительства АРК Е. Юрченко, «к разработке стратегии привлечены эксперты практически из всего мира – с Украины, из России, из США и других стран дальнего зарубежья». Один из руководителей работ - директор Национального института стратегических исследований при Президенте Украины А. Ермолаев - публично заявил: «стратегия будет национальным проектом». Неоднократные выступления первых руководителей Крыма свидетельствуют, что создание такой стратегии рассматривается как важнейший фактор их современной работы в Крыму.

Что представляет собой процесс создания концепции социально-экономического развития АРК на период до 2020 года в контексте принимаемых государственных инициатив?

Прежде всего, обращает на себя внимание тот факт, что для разработки «стратегии» развития Крыма привлечено необычайно большое количество экспертов и научных работников. Такая концентрация специалистов для решения конкретной проблемы очень редко встречается при подготовке национальных и даже международных проектов. Менеджеры, вероятно, рассчитывают получить от этих людей серьезный, научно обоснованный документ. Однако знакомство с составами рабочих групп по разработке стратегии свидетельствует, что большинство из них никогда не исследовали такой специфический регион, как Крым. Более того, в рабочие группы включено очень много научных руководителей, директоров научно-исследовательских институтов и предпринимателей, которые, как правило, самостоятельно «в рабочих группах» не работают, а привлекают подчиненных. Это в существенной степени бюрократизирует процесс и опускает его на более низкий квалификационный уровень.

Рассматривая кадровый состав рабочих групп, обращает на себя внимание и тот факт, что там неоправданно мало представлено крымских ученых и специалистов, в то время, когда их работы по стратегическому развитию Крыма широко известны. Потенциал местных ученых-медиков, курортологов, аграриев, специалистов по математическому моделированию социальных процессов и многим другим направлениям по непонятным причинам не востребован. Создается впечатление, что значительная часть крымских специалистов сознательно отстранена от участия в подготовке такого важного, судьбоносного документа, над которым они работали многие годы и даже десятилетия.

Что намереваются создать разработчики «стратегии»?

Их намерения изложены в «Исходных положениях концепции социально-экономического развития Автономной Республики Крым на период до 2020 года». В этом документе указывается, что ядром будущей стратегии должны явиться «здравоохранение и рекреация, образование и наука, модернизированный агропромышленный комплекс… развитие иных ее отраслей должно сочетаться с этим ядром и содействовать наращиванию его конкурентных преимуществ».

У экспертов Международного Института Стратегических Исследований «Vector» нет оснований сомневаться в квалификации привлеченных специалистов в их профессиональной компетенции, но среди них фактически нет тех, кто хорошо бы знал региональную специфику Крыма. А это может привести к тому, к чему в свое время привели экспертные рекомендации западных специалистов по реформированию СССР и постсоветской России – к полной разрухе. Такой стала цена рекомендаций экспертов вообще, даже из числа Нобелевских лауреатов и многочисленных других научных светил мирового уровня. Есть все основания опасаться, что такое может повториться и в Крыму, хотя Крым уже и сам по себе находится в стадии почти полной деградации.

Важным сегментом предлагаемых «сходных положений концепции социально-экономического развития АРК на период до 2020 года» является достаточно четко обозначенные условия их реализации. Это необходимость создания Института стратегического развития Крыма в форме приватного акционерного общества, активизации работы Агентства регионального развития АРК и создание «Инвестиционно-финансовой Корпорации развития Крыма» в форме публичного акционерного общества.

В данной связи возникает вопрос: почему решение важнейшей государственной задачи по развитию Крыма передается преимущественно частным организациям?

По мнению экспертов МИСИ «Vector», любая организация, основанная на частной собственности и ведущая предпринимательскую деятельность, основной целью всегда ставит получение прибыли, а государственная структура - решение общезначимых, стоящих перед обществом задач. Предложенные учредители в лице научно-исследовательских центров и институтов (за исключением ТНУ им. В. Вернадского), дают основания говорить и о том, что создаваемые приватные структуры в существенной степени будут ограничивать соответствующие управленческие функции Верховного Совета и Правительства АРК, других государственных организаций. А, как известно, антикризисные проекты и, прежде всего, стратегической направленности осуществляются непосредственно путем усиления роли и значения государственных форм управления. Складывается впечатление, что авторы «исходных положений концепции» в ее содержание заведомо закладывают интересы не Крыма, а интересы отдельных корпоративных организаций и групп.

Следующий немаловажный, на наш взгляд, вопрос: каким образом намереваются осуществлять решения задекларированных задач авторы «крымской стратегии»?

Объявлено, что главным методом по созданию «стратегии» явится кластерный метод. Что представляет собой этот метод? Кластерный метод – это многомерная статистическая процедура, направленная на сбор данных, содержащих информацию об объекте исследования, а затем упорядочивание полученных данных в однородные группы. Спектр применения кластерного метода очень широк. Его используют в археологии, медицине, психологии, химии, биологии, государственном управлении, антропологии, маркетинге, социологии и во многих других науках. Авторы «стратегии» в процессе кластеризации, вероятно, выделяют не только здравоохранение и рекреацию, образование и науку, модернизацию агропромышленного комплекса. В ряде документов речь идет о топливно-энергетическом комплексе и экологии, промышленности, транспортной инфраструктуре и ЖКХ, и т.д. В то же время во всей процедуре намерений проведения кластерного анализа усматриваются лишь инструменты формирования предварительной информационной базы. И не более того. При этом в создаваемой стратегии не уделяется должного внимания мультипликативному эффекту и логистике, без чего ее разработать невозможно в принципе. Привлеченным специалистам достаточно ознакомиться с разработками ученых, изучить региональную ежегодную официальную статистику, чтобы не тратить излишние усилия и финансы на «изобретение велосипеда», который уже имеет место.

Возникает вопрос и в связи с тем, что создание «стратегии» для Крыма почему-то рассматривается вне контекста развития города Севастополя. Имеющее место искусственное разделение АРК и г. Севастополя в территориально-административном плане, на наш взгляд, не может служить препятствием для инициируемых реформ, поскольку Севастополь тесно интегрирован в развитие Крыма в целом, и эта интеграция в последние годы в существенной степени расширяется. Более того, сознательно или нет, изоляция Севастополя в Крыму объективно закладывает целый комплекс внутрикрымских противоречий.

Специально следует отметить то, что в рассматриваемых документах отсутствуют гуманитарный и социокультурные аспекты, в то время, когда в гуманитарном плане в Крыму не разрешено огромное количество проблем. И без их разрешения исключительно экономически детерминированный подход будет явно недостаточным.

Авторы стратегии справедливо отмечают важность развития науки и образования, но фактически не обращают внимания на вопросы, связанные с современными процессами духовной и культурной идентификации региона. В частности, интенсивное возрождение религиозной культуры все больше способствует тому, что Херсонес и весь город Севастополь становятся одним из ее центров. В сознании севастопольцев достаточно устойчиво определен алгоритм города не только как города-героя, города русской славы, но и как одного из духовных центров Православия, откуда исходят истоки крещения Руси. Патриарх Всея Руси Кирилл фактически благословил город на такое развитие. И это, вероятно, в разработке стратегических вопросов необходимо учитывать также, как и многое другое, что связано с многонациональной культурой и духовными традициями многих народов, проживающих здесь, в Крыму.

Эксперты МИСИ «Vector» считают, что рассмотренные нами вопросы в отношении «Исходных положений концепции развития Автономной Республики Крым в период до 2020 года» не направлены на разрушение проводимой работы по подготовке «стратегии развития Крыма», а лишь обращают внимание на имеющиеся слабые стороны и на те актуальные проблемы, которые определяют региональную специфику, требующие к себе специального внимания в том числе.

Однако, по мнению экспертов МИСИ «Vector», самым главным недостатком в организации подготовки стратегии развития АРК является необъяснимый ее изоляционизм и немотивированное игнорирование ранее уже достигнутых соответствующих научных результатов. Так, властями отменены ранее принятые постановления по созданию в г. Севастополе свободной экономической зоны, а в АРК – ряд экономических преференций для развития региона. Явно игнорируются соответствующие наработки специалистов из Севастополя, а также необычайно полезный аналитический материал, подготовленный в Совете Министров Крыма и Кабинете Министров Украины во исполнение Указа Президента Украины № 1096/2009 «О мерах по стимулированию инвестиционного и инновационного развития Автономной Республики Крым». Разработчики современной стратегии фактически не учитывают, повторим, соответствующие научные рекомендации Президиума Крымской Академии наук. Наряду с этим игнорируются и решения крымской общественности, которая, в отличие от власти, уже определилась, в каком Крыму она хотела бы жить.

Известно, что 24 ноября 2009 года в Симферополе состоялось уникальное событие – Форум народов Крыма. На Форуме были представлены делегаты от всех национально-культурных общин и организаций полуострова, которые приняли два документа – это «Принципы межнационального согласия» и «Основы Концепции современного развития Крыма». Принятая Концепция развития Крыма разрабатывалась группой высококвалифицированных специалистов. Она была апробирована среди научной общественности через серию научных публикаций и конференций, единогласно одобрена Президиумом Крымской Академии наук, а также, что необычайно важно, получила широкую общественную поддержку.

Концепция экономического возрождения Крыма, принятая Форумом народов Крыма, содержит следующие основные положения.

Первое. Крым в современных условиях должен стать курортом международного значения, международным центром здоровья и отдыха людей. Это обусловлено следующим:

- наличием в регионе огромного курортно-рекреационного потенциала;

- реальным спросом на курортно-рекреационный потенциал Крыма фактически на всем постсоветском пространстве;

- исторически сложившейся современной инфраструктурой Крыма, которая все еще сохраняет курортно-рекреационную направленность.

Второе. Реальная модернизация Крыма возможна при одном важнейшем условии - если Крым будет развиваться под патронатом Содружества Независимых Государств (СНГ) и, прежде всего, России. Это позволит:

- обеспечить преемственность развития региона из некогда «Всесоюзной здравницы» в современную «Международную здравницу»;

- приведет в систему взаимовыгодное сотрудничество стран СНГ в отношении использования ресурсов Крыма в целях оздоровления собственного населения;

- позволит расширить реальные инвестиционные возможности для Крыма, преодолев имеющие место необоснованные в этом деле препятствия.

Третье. Для того, чтобы осуществить развитие Крыма как Международной здравницы под патронатом СНГ необходимо предоставить определенные экономические льготы и преференции, что позволит:

- способствовать формированию конкурентоспособной среды вплоть до создания здесь свободной экономической зоны комплексного типа с целью привлечения внешних инвесторов;

- создаст условия для более эффективного экономического подъема всех сегментов современной экономики Крыма.

Четвертое. Чтобы обеспечить развитие Крыма на уровне международных стандартов, предлагается усилить научное обеспечение его развития в форме организации в регионе инвестиционного Центра по типу «Сколково» или его Филиала.

Что это даст?

- возможность развития Крыма на основе передовых технологий и научно обоснованных программ;

- обеспечит Крыму статус Международного научного Центра курортно-рекреационной направленности.

Представленные выше положения дополняются рядом социальных и гуманитарных программ, которые тесно увязываются с реформированием экономического базиса.

Принятые на Форуме народов Крыма основы Концепции развития Крыма предельно ясны, объективны и экономико-математически доказуемые в целом и на отдельных сегментарных уровнях.

Почему же к ним не желают прислушаться авторы «Исходных положений концепции социально-экономического развития Автономной Республики Крыма на период до 2020 гола» не ясно. Также не ясно, почему огромный научный бомонд Украины, России, США и других стран игнорирует научное и общественное мнение крымчан, которое, в частности, совсем недавно приветствовалось Верховным Советом и Правительством Крыма, а также В. Януковичем - Президентом Украины в его специальном Послании к Форуму народов Крыма?

Таким образом, всячески приветствуя инициативы проведения концептуальных реформ в Крыму, следует отметить, что их разработка вызывает большое количество вопросов, ответов на которые пока не дано.

Услуги компании

  • Политические коммуникации
  • Бизнес-коммуникации
  • Кризисные коммуникации
  • Финансовые коммуникации
  • Лоббирование и взаимодействие с органами государственной власти
  • Социальные исследовательские проекты