Русский

Краснодарский край – экзамен на демократию

(Краснодарский край в зеркале современных общественных трансформаций)

Краснодарский край всегда занимал и продолжает занимать особое место в системе социально-экономических и политических отношений российского государства. В экономическом плане это обусловлено, в первую очередь, наличием таких устойчивых и строго территориально дифференцированных сфер как сельское хозяйство, туризм и рекреация, а также наличием 8 портов, грузооборот которых только в 2009 году превысил 150 млн. тонн.

Традиционной особенностью края до распада Советского Союза являлся высокий уровень жизни местного населения по сравнению с другими регионами при относительно низком уровне урбанизации, который сохранился и по сей день. Сегодня около половины населения Краснодарского края проживают в сельской местности, что, в том числе, обуславливает специфичность социальных процессов региона.

После развала экономической системы Советского Союза Кубань, как и большинство регионов бывшего СССР, вошла в период системного экономического кризиса и долгое время находилась практически на грани выживания.

Целая череда сменяющих друг друга губернаторов (Дьяконов В.Н., Егоров Н.Д., Харитонов Е.М.) не смогли вывести край из затянувшегося кризиса. И лишь после прихода в декабре 1996 к власти губернатора Кондратенко Н.И. экономическая ситуация в регионе стала постепенно стабилизироваться.

По мнению экспертов МИСИ «Vector», именно Кондратенко активно внедрял самобытную кубанскую идеологию, базирующуюся на традиционном укладе быта и ведения хозяйства, государственной поддержке кубанского казачества в решении проблем на местах, сохранении и пропаганде народного творчества и промыслов.

Результатом явилось то, что жесткие, не всегда демократичные, а иногда и вовсе административно-командные способы управления регионом, и более того, граничащие с бытовым шовинизмом публичные заявления «Батьки Кондрата», тем не менее, имели свою поддержку среди широких слоев крестьянского аграрного населения края.

В 2000 году, в условиях новых политических веяний, Кондратенко оставил руководство краем, переложив это бремя на молодого менеджера А. Ткачева.

Следует отметить тот факт, что в наследство от предыдущего руководителя ему достался динамично развивающийся регион, с постоянно растущей инвестиционной привлекательностью. Основная задача А.Ткачева заключалась в грамотной организации администрирования тех процессов поступательного развития, которые были заложены предыдущими руководителями.

К сожалению, к личным заслугам «экономического гения» нынешнего губернатора нельзя отнести ни факт высокого внимания инвесторов к Краснодарскому краю, ни систематические финансовые дотации со стороны федерального центра. И то, и другое обусловлено, прежде всего, избранием города Сочи столицей зимних Олимпийский игр 2014 года.

Но вот что действительно легло тяжелым бременем на плечи губернатора Ткачева, так это контроль за исполнением административных функций всех уровней региональной власти, ответственность за которые в последнее время, безусловно, возросла в разы.

Можно ли оправдывать этим те неоднозначные с точки зрения демократических институтов и здравого смыла способы приведения к власти руководства на местах?

Ярким негативным примером тому могут служить избирательная компания по выборам мэра Сочи летом 2009 года, выборы в представительные органы местного самоуправления в октябре 2009 года, и многое другое.

Эксперты МИСИ «Vector» считают, что с одной стороны, эти действия продиктованы острой необходимостью в повышении эффективности решения оперативных управленческих задач в единой логике федерального центра. Более того, они действительно представляются вполне оправданными, прежде всего, с точки зрения централизации и усиления власти.

Однако, с другой стороны, столь грубое попрание демократических свобод граждан, а также принятие решений, не учитывающих, а иногда и противоречащих общественному мнению населения, безусловно, негативно отражаются на всей системе социально-экономических и политических процессов в регионе. Как следствие, уже сегодня отчетливо наблюдается падения уровня доверия к государственной власти на местах.

Нельзя забывать, что помимо распределения и контроля региональных и федеральных бюджетных средств, а также администрирования хозяйственных процессов, власть не может адекватно функционировать без решения социальных проблем. К сожалению, на Кубани спектр этих проблем крайне велик: это и борьба с коррупцией, преодоление безработицы, улучшение качества медицинского обслуживания и многое другое. Особую угрозу для региона представляют существующие межнациональные противоречия, которые при определенных обстоятельствах могут перерасти в открытый конфликт, и, что не менее опасно, создать дополнительные предпосылки для усиления террористических атак.

Безусловно, федеральная власть отчетливо понимает все нюансы нынешней политической системы края и диспозиций властных элит региона.

Более того, часто закрывая глаза на некоторые неадекватные административные решения краевой власти на местах, центр открыто сигнализирует о резкой необходимости усиления демократических институтов в регионе и повышения доверия населения к региональной и федеральной власти. В первую очередь, это касается реализации демократического контроля за ходом электоральных процессов и обеспечения прозрачности и демократичности выборов.

Так, 14 марта 2010 года у руководства Краснодарского края есть шанс продемонстрировать способность эффективной реализации избирательной процедуры как реального, а не административного волеизъявления граждан. Очередной общероссийский «день выборов» станет для действующей власти еще одним «экзаменом на демократию», причем это относится и к большинству субъектов федерации.

Необходимо также отметить, что недооценивая всей сложности социальных и политических процессов, происходящих на сегодняшний день в регионе, краевое руководство рискует еще более усложнить и до того непростую ситуацию, связанную с проведением зимних Олимпийских игр в Сочи 2014 года.

В сложившейся ситуации именно идеологическая, политическая и информационная составляющие (без учета которых анализировать развитие региона не представляется возможным принципиально) являются, как для Краснодарского края, так и для северного Кавказа, доминантными в решении большинства актуальных проблем.

К сожалению, даже те стратегические административные решения, предпринимаемые Президентом РФ Д.А.Медведевым, в частности, инициатива выделения нескольких субъектов Федерации в новый Северо-Кавказский административный округ, не способны сами по себе кардинально решить существующие проблемы, характерные для данного региона в настоящее время. Проблемы на юге России, в том числе в Краснодарском Крае, не имеют строгой дифференциации по границам административно-территориального деления, и установление новых незримых границ между вовлеченными в единое субъектное пространство регионами не имеет за собой реальной перспективы.

В подтверждение тому очевиден факт нарастающей угрозы террористических и других провокационных проявлений в южных регионах страны, связанных с приближением проведения Олимпийских Игр в Сочи и направленных, в первую очередь, на дестабилизацию обстановки в регионе, а также понижение имиджа России на мировой арене.

По мнению экспертов Международного Института Стратегических Исследований «Vector», реформирование социально-экономических и политических отношений в регионе требует более адекватного изучения его специфики и не менее адекватного решения стоящих перед ним проблем в рамках общероссийской политики модернизации.

Услуги компании

  • Политические коммуникации
  • Бизнес-коммуникации
  • Кризисные коммуникации
  • Финансовые коммуникации
  • Лоббирование и взаимодействие с органами государственной власти
  • Социальные исследовательские проекты