Русский

Кыргызстан – вторая Грузия? Новые вызовы геостратегического противостояния

23 июля в жизни Кыргызстана произошло значимое событие – выборы президента. На второй президентский срок был избран Курманбек Бакиев. По мнению экспертов Международного Института Стратегических Исследований «Vector» два с лишним месяца, прошедшие со дня выборов, дали в целом вполне ясную картину того, что ждет Кыргызстан в ближайшие время.

Курс на реформы

Избирательная кампания прошла по довольно предсказуемому сценарию и, по сути, была безальтернативна. В новый политический сезон страна вступила не только со старой властью, но и со старыми проблемами, связанными, в первую очередь, с влиянием мирового финансового кризиса на экономику Кыргызстана и весьма низкой эффективностью государственного аппарата. Более того, в связи с тем, что практически все предвыборные обещания действующего главы государства базировались именно на этих компонентах проблемного поля, власть не замедлила объявить о начале серии реформ.

Таким образом, 1 сентября осенняя сессия Жогорку Кенеша открылась с выступления Курманбека Бакиева. Прежде всего, вновь избранный Президент опроверг слухи о роспуске парламента, активно муссирующиеся до этого как среди местного населения, так и среди властных элит. По словам К.Бакиева, именно сейчас он как никогда нуждается в поддержке парламентского корпуса. Далее Президент изложил свое видение предстоящих реформ. По мнению К.Бакиева, изменения должны затронуть почти все сферы общественной жизни: систему госуправления (изменение функций правительства и самого Президента, реформы судебных и правоохранительных органов, создание новой военной доктрины), экономику, культуру, образование… «Я понимаю, что реформы встретят сопротивление, - отметил Бакиев. – Но другого выхода нет. Необходимо срочно приступить к их выполнению».

Если говорить о конкретных изменениях, озвученных Президентом, то они оказались намного скромнее. Так, Бакиев сообщил о создании при главе государства двух новых институтов – Верховного курултая (призванного стать консультативным органом, состоящим из представителей этнических, конфессиональных и региональных групп) и Президентского Совещания (данному органу, цитируя Бакиева, отводится роль «площадки для регулярного диалога и установления баланса различных групп интересов – молодежи, бизнеса, наемного труда, аграрного и промышленного комплекса и так далее»). Помимо этого, Президент предложил ликвидировать пост Государственного секретаря и постоянных президентских советников, а также ограничить функции президентской администрации, передав их в аппарат правительства.

Однако, по мнению экспертов МИСИ «Vector», суть столь значительных изменений в системе государственного управления является не более чем перераспределением ролей и полномочий между различными органами государственной власти.

Немаловажно отметить, что Президент Кыргызстана отчетливо дал понять, что он всецело поддерживает курс на приватизацию. «Правительство должно избавляться от хозяйственных функций», - заявил К.Бакиев. Вполне логичным представляется позиция Президента, озвученная несколько позднее – на встрече с делегацией Совета директоров Европейского банка реконструкции и развития. Бакиев повторил свою излюбленную мысль о том, что государство является крайне неэффективным собственником, в связи с чем в собственности государства должны остаться лишь электростанции, национальная электрическая сеть, железная дорога и аэропорт «Манас». «Все остальное необходимо передать в частные руки, - заявил Бакиев. – Отныне правительство будет заниматься созданием благоприятных условий для развития деловой среды, а не опекать предпринимателей каждый день».

Кыргызстан - кризис продолжается
К.Бакиев: кризис «как неожиданно пришел, так неожиданно может и продолжиться»

Несмотря на все заявления Президента о значимости предстоящих преобразований экономическая ситуация в республике находится в катастрофическом положении. Все заверения руководства страны о том, что наиболее опасная фаза кризиса миновала, представляются тенденциозными, даже сам К.Бакиев признается, что кризис «как неожиданно пришел, так неожиданно может и продолжиться». Мировой кризис нанес по экономике Кыргызстана ощутимый удар, к сожалению, этому не смог противостоять и тот факт, что республика довольно слабо интегрирована в мировое экономическое пространство. В первые месяцы 2009 года спад промышленного производства в Кыргызстане превысил 20 процентов.

В последующие месяцы обстановка частично стабилизировалась благодаря российским финансовым вливаниям, которые отчасти пошли на поддержку финансового сектора, что позволило избежать резкого обесценивания национальной валюты, как это, например, произошло в соседнем Казахстане. Что предпринимать дальше – правительство толком не знает.

В то же время вновь заработали некоторые простаивавшие предприятия (Кантский цементно-шиферный комбинат, Хайдарканский ртутный комбинаты и др.). Однако объемы продукции все еще далеки от докризисных показателей.

Стоит также обратить внимание на усугубляющееся положение энергетического сектора экономики. С 1 октября в Кыргызстане возобновились веерные отключения электроэнергии, вызванные недостатком воды в Токтогульском водохранилище, питающем крупнейшую в республике ГЭС. Одновременно с этим сокращены поставки в Кыргызстан узбекского газа, вызванные долгом кыргызской стороны, достигшим почти 19 миллионов долларов. В частности, подача газа прекращена на Бишкекскую ТЭЦ. Отапливать столичных жителей зимой энергетики планируют за счет угля и мазута, однако этого топлива на ТЭЦ пока запасено меньше половины, что вкупе с катастрофическим износом оборудования станции (на его реконструкцию, по предварительным данным, требуется 300 миллионов долларов) грозит обернуться серьезными проблемами в холодный период.

Неутешительные новости приходят и с золоторудного месторождения Кумтор, которое приносит существенную долю доходов в казну республики. Вместо запланированных 560-600 тысяч унций золота в текущем году там планируется добыть лишь 500 тысяч. Значительно снизились (на четверть за первое полугодие этого года) и денежные переводы трудовых мигрантов, работающих за пределами Кыргызстана. Экспорт по сравнению с аналогичным периодом прошлого года упал на 17,5 процентов, импорт – на 25,4. Причем куда большее сокращение внешнеторгового оборота отмечено с традиционными партнерами по СНГ. Так, торговый оборот Кыргызстана с Россией и Казахстаном снизился на 30 процентов, а в целом со странами ШОС – на 25 процентов.

В итоге, как признался министр экономического развития и торговли КР Акылбек Джапаров, в ближайшие месяцы экономического всплеска в Кыргызстане ожидать не стоит. Еще более пессимистичную картину рисуют эксперты МВФ. По их мнению, 2010 год будет сложным для экономики страны – экономический рост останется на низком уровне (в 2009 году он планируется на уровне 1-2 процентов), сохранится и бюджетный дефицит.

Руководство страны, конечно же, уверяет, что предпринимаемые им меры по борьбе с кризисом являются весьма и весьма эффективными. Среди них – введение нового Налогового кодекса (предусматривающего, в частности, снижение ставки НДС с 20 до 12 процентов), обуздание инфляции на максимальном уровне к концу года в 10 процентов, сохранение ликвидности банков и т.д.

Насколько помогут эти меры справляться с кризисом – вопрос остается открытым. По мнению экспертов МИСИ «Vector» нынешнюю ситуацию в экономике Кыргызстана можно охарактеризовать как стагнацию, причем очень неустойчивую, уязвимую перед любым возможным ухудшением внешнеэкономической конъюнктуры.

Результат выборов Президента: оппозиция разгромлена, американцы остались
Власти КР готовятся возбудить уголовные дела против целого ряда оппозиционных политиков
Американская авиабаза осталась в Кыргызстане лишь сменив вывеску

Сегодня Жогорку Кенеш Кыргызстана как никогда зависим от исполнительной власти и полностью следует в фарватере ее политики. Крупнейшая парламентская фракция (71 из 90 депутатских мандатов) сформирована из представителей «партии власти» «Ак Жол». Коммунисты, имеющие 8 мест, так же по всем основным вопросам действуют сообща с «акжоловцами», а на минувших выборах поддержали кандидатуру К.Бакиева. Единственной более или менее оппозиционной фракцией в Жогорку Кенеше последние два года были социал-демократы (11 депутатских мандатов). Однако после выборов ситуация изменилась. Как известно, единым кандидатом от Объединенного народного движения (ОНД) – крупнейшего оппозиционного движения в стране – стал именно лидер Социал-демократической партии Алмазбек Атамбаев. Выборы были для него (равно как и для всей оппозиции) неудачными. После этого активность социал-демократов в парламенте резко пошла на убыль. На одного из депутатов от фракции – Кубанычбека Кадырова – даже заведено уголовное дело по обвинению в организации массовых беспорядков сразу после выборов.

Скандал разгорелся и вокруг лидера фракции – Бактыбека Бешимова. В первой половине сентября он покинул страну и уехал в Соединенные Штаты Америки (семья которого уже давно проживает в США), откуда Бешимов сделал громкое заявление о том, что в Кыргызстане его жизни угрожает реальная опасность. Помимо этого, Бешимов утверждает, что в Кыргызстане российские политические силы, а также местный криминал помогают властям осуществлять беспрецедентное давление на своих оппонентов. Впрочем, коллеги депутата по партии и в целом по оппозиции его резкую позицию разделяют. Как заявил на днях один из лидеров ОНД Топчубек Тургуналиев, власть готовится возбудить уголовные дела против целого ряда оппозиционных политиков.

В настоящее время можно однозначно утверждать, что Бакиеву удалось практически полностью нейтрализовать оппозицию, которая сейчас раздавлена и фактически деморализована неутешительными для нее итогами президентских выборов.

Главная интрига прошедших президентских выборов была связана с авиабазой «Манас». Напомним, что в феврале этого года Курманбек Бакиев заявил о готовности вывести американскую базу с территории страны. Многие связали это с финансовой помощью, которую Россия оказала Кыргызстану. На что Вашингтон отреагировал незамедлительно и очень резко. Однако официальный Бишкек оказался куда более сговорчивым, чем это казалось после бескомпромиссного выступления Бакиева относительно ликвидации американской авиабазы. 22 июня между правительствами США и Кыргызстана было заключено Соглашение о сотрудничестве. Оно предусматривает создание Центра транзитных перевозок. На первый взгляд, разница существенная: в Соглашении говорится о перевозке в Афганистан исключительно гуманитарных грузов. Но при более тщательном рассмотрении соглашения выясняется, что принципиального отличия прежнего «Манаса» и Центра транзитных перевозок практически нет. Так, в подписанном с американцами соглашении отмечается, что воздушные суда, принадлежащие Вооруженным силам США или используемые ими, не подлежат проверке кыргызской стороной. Кроме того, Центру транзитных перевозок передана вся инфраструктура авиабазы, а его персоналом остались все те же военнослужащие НАТО. Обладающие к тому же статусом неприкосновенности. Взамен Кыргызстан получает 60 миллионов долларов в виде ежегодной арендной платы (прежде за авиабазу республика получала 17,5 миллионов). Помимо этого, США выделяют 20 миллионов долларов на создание кыргызско-американского фонда экономического развития, 21,5 миллионов на борьбу с наркотрафиком и еще 10 миллионов – на борьбу с терроризмом.

В результате американская авиабаза осталась в Кыргызстане лишь сменив вывеску.

Американские «зеленые береты» наведут порядок в Кыргызстане
США планируют разместить в Кыргызстане подразделения специального назначения «зеленые береты»

Внешняя политика Кыргызстана после выборов, как и прежде, отличается противоречивостью. С одной стороны, руководство страны всячески демонстрирует открытость к сотрудничеству с партнерами по ШОС, ОДКБ и ЕврАзЭС – поддерживая «общую линию» на всех саммитах и форумах, участвуя в военных учениях. Однако, что касается конкретных инвестиционных и прочих экономических и политических проектов, то здесь отмечается все более тесное сближение с Соединенными Штатами.

В конце сентября премьер-министр Кыргызстана Игорь Чудинов посетил США, где принял участие в заседании Генеральной ассамблеи ООН, кроме этого глава кабинета министров провел ряд важных встреч с американскими коллегами, в том числе с первым заместителем госсекретаря США Джеймсом Стейнбергом. В ходе переговоров стороны обсудили вопрос создания совместного кыргызско-американского Фонда экономического развития. Также состоялись встречи с директором Агентства США по развитию и торговле Леокадией Зак и торговым представителем США Роном Кирком. Стороны обсудили вопросы дальнейшего развития торгово-экономического партнерства, сотрудничества США и Кыргызской Республики в рамках ВТО и ТИФА, возможности предоставления преференций кыргызстанским товарам на рынке США. Также Игорь Чудинов встретился с высшим руководством Всемирного банка, Международного валютного фонда, Министерства торговли США и др.

В последнее время заметно усилилась активность американцев в Кыргызстане, в частности, в рамках деятельности USAID и посольства США, которые практически еженедельно проводят «акции помощи» - в виде раздачи медицинского оборудования для больниц, автомашин для подразделений МВД или строительства новых погранзастав для кыргызстанских пограничников. Но все эти акции меркнут по сравнению с планами США по размещению в Кыргызстане подразделений своего спецназа. Как заявил представитель по связям с общественностью Командования специальных операций США капитан-лейтенант Фред Кюблер, Вашингтон ожидает резкого обострения ситуации в регионе, в связи с чем американцы готовы оказать властям центрально-азиатских республик помощь в организации «внутренней обороны» - путем отправки 3-й группы специального назначения (знаменитые «зеленые береты»). Целью спецназа должно стать обучение военнослужащих Кыргызстана и повышение уровня их боеготовности. И в случае определенных обстоятельств американский спецназ самостоятельно готов бороться с террористической угрозой внутри иностранного государства и, в целом, поддерживать внутренний порядок.

Руководство Кыргызстана никак не отреагировало на столь громкое заявление американцев. Тем не менее, эксперты Международного Института Стратегических Исследований «Vector» считают, что Вашингтон стремится еще сильнее утвердить свое влияние и военное присутствие в Центральной Азии. Зная сговорчивость властных элит ряда центрально-азиатских республик, можно предположить, что за заявлениями последуют реальные действия. Это вполне может привести к «грузинскому сценарию», когда страна подпадет под полное влияние из-за океана и станет форпостом для дальнейших планов США в регионе.

Будущее Кыргызстана – вектор перемен

По мнению экспертов МИСИ "Vector", в настоящее время отчетливо прослеживается тенденция как к дальнейшему ухудшению социально-экономической ситуации в Кыргызстане, так и дестабилизации обстановки в Центрально-Азиатском регионе, находящемся на стыке сфер влияния России, Китая и США, в нынешней геостратегической ситуации.

В данной связи, находясь в наиболее уязвимой позиции, Кыргызстан имеет особое значение для реализации возможных сценариев геополитических трансформаций в регионе.

К сожалению, финансовая помощь России Кыргызстану не стала и не может в настоящее время являться значимым фактором укрепления позиций России в регионе.

Следует отметить, что после переизбрания на новый срок Курманбек Бакиев продолжает прежний курс, традиционно демонстрируя пытку усидеть на «двух стульях». Однако реальность такова, что, безусловно, принятие любых решений К.Бакиевым полностью подконтрольно США.

Столь значимая представленность интересов США в регионе не может не тревожить… Ведь в свое время никто не мог предположить, что «революция роз» обернется в итоге агрессией против Южной Осетии…

Нас цитируют ЦентрАзия, УЗИНФОРМ, Центральноазиатской новостной службы (CA-NEWS), ИП ТУРКМЕНинформ, Интернет газеты - Белый Парус, Время Востока, Правда.kg

Услуги компании

  • Политические коммуникации
  • Бизнес-коммуникации
  • Кризисные коммуникации
  • Финансовые коммуникации
  • Лоббирование и взаимодействие с органами государственной власти
  • Социальные исследовательские проекты