Проблемы развития постсоветских стран и отдельных регионов
имеют как много общего, так и специфического. В Центральной Азии, на Кавказе
и в Закавказье идут схожие процессы государственного строительства. Наиболее
очевидно это проявляется на опыте Южной Осетии, где экономическая, социальная и
политическая идентификация проявляется особенно ярко.
На втором году мирной жизни Республика Южная Осетия находится в состоянии
системного кризиса. Многочисленные попытки его преодоления не увенчались
успехом. Надежды на быстрое восстановление экономики, равно как и на
эффективные социально-политические преобразования, явно не оправдались. По
мнению экспертов
Международного института стратегических исследований
«Vector», руководство РЮО нуждается в особой материальной, научной, правовой
и моральной поддержке их реформаторской деятельности. Большой интерес
представляют в данной связи инициативы и намерения руководства Южной Осетии
по реформированию системы государственного управления. Новому Председателю
Правительства Республики Южная Осетия Вадиму Бровцеву предстоит решение
колоссальных по своей сложности задач. И в первую очередь это касается
конструирования эффективной модели исполнительной власти Республики.
Вполне очевидно, что ранее существовавшая структура исполнительных органов
государственной власти Республики Южная Осетия была необоснованно велика и
малофункциональна. В связи с этим эксперты
МИСИ «Vector» считают, что
действительно заслуживают внимания инициативы руководства Правительства,
направленные на усиление исполнительной власти. Особенно конструктивными
здесь могут явиться трансформации, основанные прежде всего на следующих
принципах:
-
оптимизация и централизация системы государственной
власти, что соответствует необходимости создания эффективной модели ее
функционирования, а также логике формирования антикризисного механизма
работы всей системы государственного управления. Это дает основание
полагать, что может эффективно заработать главное звено предпринимаемых
антикризисных инициатив в регионе – работа организаций и учреждений
непосредственно на местах;
-
не менее важным должно явиться принятие управленческих
решений на основе глубокого и всестороннего анализа существующей
ситуации в регионе, с использованием научно обоснованных методов. Здесь
представляется наиболее полезным опыт, содержащийся в практике
антикризисной деятельности Франклина Рузвельта, Ден Сяопина, Людвига
Эрхарда, Шарля Де Голля и ряда других выдающихся государственных
деятелей;
-
опыт эффективного реформирования показывает, что
атрибутивно необходим консенсус между Президентом, законодательной и
исполнительной властью страны. Это является важнейшей предпосылкой для
конструктивной работы не только вновь утвержденного Правительства Южной
Осетии, но определяется и как важнейший принцип антикризисной
деятельности любой системы государственной власти.
Инициативы, предпринимаемые по совершенствованию
государственного управления в Южной Осетии, необычайно интересны, повторим,
для стран Центральной Азии, Кавказа и Закавказья, на постсоветском
пространстве в целом, там, где важнейшим инструментом социального
реформирования также выступает система институтов государственной власти.
Каждая страна имеет свои особенности в национально-государственной
идентификации, но в тоже время современное социальное развитие содержит
многочисленные общие принципы и апробированную методологию реформирования.
Поэтому всякие инновационные подходы к совершенствованию государственного
менеджмента являются необычайно важными и поучительными, как с точки зрения теории, так и
практики современных государственных трансформаций.