Русский

Межрегиональные противоречия на Украине: социологические измерения

Процессы региональной идентификации на постсоветском пространстве уже имеют свою историко-ретроспективную логику. С 1991 года в бывших союзных республиках началось формирование независимой государственности, которое проходит противоречиво и незавершенно до настоящего времени. Наряду с этим, примерно с 2000 года, особенно после так называемых «цветных революций» и близких к ним трансформациям существенным образом обострились межрегиональные проблемы уже внутри молодых независимых государств. Если постсоветская государственная идентификация достаточно широко изучается специалистами, то генезис внутренних региональных противоречий требует своего специального изучения. В данной связи особый и возрастающий интерес представляет собой межрегиональная конфликтогенность на Украине как одной из наиболее крупных бывших союзных республик. [1]

Представляемая статья написана на основе данных социологических исследований, проведенных на Украине под руководством автора 9-21 мая 2008 года. Изучалось общественное мнение населения в различных регионах страны по наиболее актуальным проблемам современного образа жизни. Объем выборочной совокупности при проведении общенациональных опросов составил 4713 респондентов, которые представляли социологическую модель Украины по критерию пола, возраста, образования и места проживания. Расчеты выборки выполнялись комплексно, с применением квотного метода как основного. Наряду с опросом как основным методом сбора информации использовались методы стандартизированного интервью, включенного наблюдения и контент-анализ местной печати за 2007-2008 годы. В гг. Львове и Донецке были проведены «фокус-группы». Применялся также монографический метод исследования.

Прежде всего, анализ научных источников показывает, что становление украинской государственности – процесс сложный и противоречивый. Такая противоречивость имеет как исторические, так и современные социально-экономические, политические, культурологические и другие основания.

Известно, что Русь, или «Киевская Русь», как ее назвали историки уже в новейшее время – древнерусская народность - колыбель общерусской цивилизации. Расчленение единого древнерусского государства на отдельные княжества в период феодальной раздробленности, татаро-монгольские нашествия и ряд других обстоятельств создали предпосылки образованию трем братским народностям – великорусской, малорусской и белорусской или российской, украинской и белорусской. Каждая из этих народностей имела свое специфическое развитие. В частности, украинские земли, оторванные от северо-восточной Руси, захватывались в разное время литовскими, польскими, венгерскими феодалами, султанской Турцией и ее вассалом – крымским ханом, что в существенной степени влияло на специфику формирования ментальных особенностей местного населения.

Процесс формирования украинской нации в ее классическом понимании начинает складываться с XVII века, и незавершен, на наш взгляд, до настоящего времени. В то же время проходило существенное расширение территории, на которой создавались основы украинской государственности. В мире очень сложно найти страну, в которой фактически без ее участия так интенсивно расширялись границы. Только в XX столетии советская власть включила в состав Украины Западную Украину, Северную Буковину, Закарпатье, Бессарабию и Крым. С 1667 года украинские земли увеличились более, чем в пять раз. Современная «соборная Украина» -- конгломерат регионов, имеющие различные этнические, языковые, культурологические и другие отличия, обусловленные именно искусственностью процесса территориального формирования современной Украины. Однако наибольший разлом в данной связи проходит между Западной Украиной и Восточной.[2]

К Восточной Украине, (а с точки зрения культурологического подхода правильнее было бы говорить о Юго-Восточном анклаве Украины) относятся территории, которые лежат от Одессы до Харькова, включая Донбасс, Днепропетровскую, Запорожскую, Херсонскую, Харьковскую и Николаевскую области. То есть, территории, которые в свое время освоены Россией, и называемые Новороссией.

Наиболее существенными характеристиками данных территорий являются следующие:

Восточная Украина – это высокоразвитый индустриальный регион, который глубоко интегрирован в экономику России, бывшего Советского Союза и ряда других Восточно-Европейских стран. В настоящее время по разным оценкам его экономический потенциал составляет от 60 до 65 % общеукраинского. Здесь же находятся мировые запасы угля, железной, марганцевой, урановой руд, другие стратегически важные сырьевые ресурсы. Большая часть самых плодородных земель Украины также расположена именно здесь. Все это делает регион особо перспективным с точки зрения экономического развития, даже, несмотря на то, что он в настоящее время находится в глубоком кризисе.

Культурологическая особенность Восточной Украины также близка к общерусской. Доминантным здесь является распространение русской культуры и языка. Русский язык в данной местности – не лингвистическая альтернатива украинскому. Это язык науки, культуры и образования, позволяющий эффективно поддерживать высокий индустриальный уровень данного региона. Роль и значение русского языка, как мирового и языка межнационального общения, объективно будет возрастать в зависимости от степени дальнейшей интеграции местной экономики в международные экономические процессы. При этом обструкция развитию украинского языка, отражающего этнические особенности значительной части местного населения, не наблюдается. По данным проведенных нами социологических опросов, более 85,0% населения рассматриваемого региона высказывается за придание русскому языку наряду с украинским статуса государственного. В целом здесь исторически уже сложилось российско-украинское двуязычие.

Высокий уровень образования и науки также традиционно являются отличительной особенностью Восточной Украины. Наибольшее количество вузов и научно-исследовательских институтов расположено именно в этой части страны, а Харьков, как известно, является неформальной столицей образования и науки всей Украины. Многочисленные факты свидетельствуют о востребованности специалистов, сформировавшихся как таковыми в Восточной Украине. Это известные деятели науки, культуры, управления, представители многих других профессий. Из лидеров Советского Союза почти половина – выходцы из Днепропетровской области, Донбасса и Харькова.

Восточная Украина традиционно находится в духовном пространстве общерусского Православия. Усиленные попытки расколоть здесь Украинскую Православную церковь Московского патриархата ощутимых результатов не дали. В регионе – незначительное количество приходов раскольников, а также униатов и автокефалистов, которые не оказывают существенного влияния на духовную жизнь местного населения. Следует отметить, что религия – не просто институт духовной жизни, а важнейший фактор формирования ментальности людей, аксилогического восприятия окружающего мира. Восточная Украина традиционно связана с общерусским Православием, а, следовательно, с духовными общерусскими традициями и соответствующим образом жизни.

Политические особенности Восточной Украины. В наибольшей степени здесь распространены и поддерживаются населением политические партии, которые выступают за интеграцию с Россией и другими странами СНГ, против вступления страны в НАТО и так далее. Так, за вступление Украины в Союз России и Беларуси в настоящее время выступает более 75,0 процентов местного населения. За получение двойного украино-российского гражданства – около 80,0 процентов, ликвидацию экономических границ между Украиной и Россией – почти все. С другой стороны, здесь преобладают ярко выраженные антинатовские настроения. Вступление Украины в Североатлантический Альянс поддерживают не более 15,0 процентов жителей, не являются популярными и другие идеи интеграции Украины в евроатлантические структуры. Приведенное не является неожиданным. Близкие результаты получали и другие исследователи. Более того, репрезентативность представляемых данных подтверждают и результаты многочисленных выборов, всеобщих опросов и референдумов. Фактически всегда восточно-украинский политический анклав имел четко определенные границы, которые в существенной степени отличали его от всей Украины.

Особо важной особенностью Восточной Украины является и то, что она имеет устойчивую исторически сложившуюся связь с общерусской цивилизацией. Цивилизационные ориентиры местных жителей идентичны тем, которые имеют место в России и Беларуси. Украинский национализм для большинства местных жителей – не просто не приемлем, а идеологически враждебный. В этой части страны особо сильна ностальгия по прошлому...

Имеются и другие характеристики восточно-украинского региона, однако практически все они традиционно определяются принципами общерусской цивилизации.[3]

Западная Украина является не менее ярким и специфическим современным анклавом Украины. Специфической ее частью является Галиция, охватывающая преимущественно территории Львовской, Ивано-Франковской и Тернопольской областей. В составе Украины Галиция находится с 1939 года. Особенности этого самобытного анклава в наибольшей степени проявляются, на наш взгляд, в следующем.

Галиция в настоящее время – это преимущественно аграрно-промышленный регион с развитым кустарным производством. Развитие экономики региона от предельно отсталой – к интенсивно развивающейся было прервано в начале 90-х годов прошлого века. Созданная в советский период промышленная инфраструктура в значительной степени демонтирована, что привело к массовой безработице и резкому обнищанию людей в значительно больших масштабах, чем в среднем по Украине. В следствие этого данный регион является лидером по количеству безработных, а также лидером по количеству трудовых мигрантов, выехавших на заработки в другие страны. Следует специально отметить, что труд западно-украинских «заробитчан» востребован во многих странах – они хорошие строители, мастеровые, эффективно работают в сфере обслуживания. Однако сотни тысяч людей не востребованы у себя на Родине. Нынешняя экономическая отсталость западно-украинского региона проявляется и в сельском хозяйстве, которое не остановило своего депрессивного развития, начавшегося также в начале 90-х годов. Общая доля ВВП, производимого в Галиции, по нашим расчетам, не превышает 7% от общеукраинского.

Современные культурологические особенности Галиции складывались, как известно, длительное время вне развития Украины. Особо сильное влияние на галичан оказало пребывание в составе Австро-Венгерской монархии и Польши, поэтому их современные культурологические ценности в существенной степени отличаются от общеукраинских. Это проявляется в обычаях, традициях и образе жизни людей. Доминантным здесь является индивидуализм в отличие от украинского коллективизма. Язык галичан представляет собой сильно заполонизированный украинский. В языковой сфере ярко выраженный лингвистический «эгоцентризм» - неприятие других языковых институций, кроме собственных. В частности, русский язык вытесняется фактически из всех сфер общественной жизни, включая образование. За последние 17 лет в регионе закрыты фактически все русские школы. В отличие от населения юго-востока страны, только 9,0 процентов галичан поддерживают идею предоставления русскому языку статуса государственного.

Современное духовное своеобразие Галиции формировалось под сильным влиянием католицизма и вне контекста развития канонического Православия как доминирующей религии всей Украины. После Брестской унии 1596 года широкое распространение здесь получило униатство - церковь, признающая верховенство Папы римского и основные догматы католицизма, но исполняющего обряды в православных формах. Попытки возвращения в лоно канонической Православной церкви после присоединения Галиции в 1939 году к Украине не увенчались успехом. Начиная с 1991 года, здесь были разгромлены фактически все Епархии канонической Украинской Православной церкви, тем самым галичане потеряли шанс духовно воссоединиться со всем украинским народам. В настоящее время духовную жизнь галичан определяет преимущественно влияние католицизма, униатства и неканонического, раскольнического Православия. Данное обстоятельство существенно отличает духовный облик большинства жителей Западной Украины от подавляющего большинства жителей Украины в целом. В частности, в ряде анкет при проведении нами социологических исследований, неоднократно встречались записи следующего содержания: «Сталин присоединил Западную Украину к Украине, но ее жители так украинцами и не стали», -- такой позиции придерживаются преимущественно жители юго-восточной и даже Центральной Украины.

Политические приоритеты в Галиции имеют свою специфику. Анализ политического поведения местных жителей показывает, что в вопросах интеграции с Россией и другими странами СНГ, вступления страны в НАТО и по многим другим вопросам они придерживаются диаметрально противоположных позиций, чем жители юго-восточной части страны. В частности, идею вступления Украины в Союз России и Беларуси поддерживает только 13,0 процентов местного населения. Большая часть выступает против российско-украинского двойного гражданства. Но, в то же время, среди галичан особо популярными являются идеи евроинтеграции Украины. За вступление в Евросоюз здесь высказывается более 80,0 процентов населения, в НАТО – около половины.

Национальными героями в регионе считаются: С. Бандера, А. Шептицкий, Р. Шухевич, вояки УПА и даже некоторые герои- члены фашистских формирований, что не может быть понято и принято жителями Восточной Украины, как и на всей Украине, в принципе. В отличие от интернационализма, характерного для украинского народа, украинский национализм – доминантная идеология большинства граждан Галиции. При этом галичанский национализм проявляет себя иногда предельно агрессивно и экспансионистски. Анализ результатов выборов и референдумов, проведенных в этом регионе, также подтверждает устойчивое состояние общественного мнения галичан, выявленного нами в ходе социологических опросов.

Таким образом, Восточная и Западная Украина – регионы, диаметрально противоположные по генезису формирования и развитию экономических, политических, духовных, религиозных и культурологических основ жизнедеятельности. Эти различия не дают основания утверждать, что в рамках современной страны сформировалась единая украинская нация. Классическое определение нации свидетельствует, что таковой называется историческая общность, складывающаяся на базе единой территории, языка, экономических связей и психического склада характера, проживающих там людей. Такой общности на Украине нет. Восточный и Западный анклавы страны развиваются в противоположных цивилизационных направлениях. Их объединяет лишь то, что они пребывают в едином государстве, но не более того. Многие исследователи современной Украины предсказывают ей цивилизационный раскол. Однако, на наш взгляд, он уже «де-факто» имеет место. Преодолеть его можно только одним -- предоставлением гражданам страны права демократического выбора цивилизационных основ своей жизнедеятельности на основе исторически сложившихся институтов образа жизни. В противном случае, не только раскол, но и развал Украины – неизбежен, как это уже не раз бывало в ее истории.




Литература

1. Лапкин В.В. Политические аспекты региональной дифференциации интересов на Украине в контексте взаимоотношений Украины и России/Россия глазами правящих элит и общественности стран Запада. М., 2007; Гуцал А.Ф. Украина и мир в интеграционных потоках//Полития, 2006. № 1.

2. Миллер А.И. Прошлое и историческая память как факторы формирования дуализма идентичностей в современной Украине//Политическая наука, 2008. № 1; Ряботяжев Н. Украина между Россией и Западом: опыт геополитического анализа//Мировая экономика и международные отношения, 2008. № 9.

3. Коммерсантъ, 07.04.2008.

Услуги компании

  • Политические коммуникации
  • Бизнес-коммуникации
  • Кризисные коммуникации
  • Финансовые коммуникации
  • Лоббирование и взаимодействие с органами государственной власти
  • Социальные исследовательские проекты