Русский

«Туркменский выбор (К вопросу о международных оценках предвыборной кампании в Туркменистане)»

14 декабря в Туркменистане состоятся выборы депутатов в Меджлис (Парламент) IV созыва. Особенность предстоящих выборов заключается в том, что они проходят в соответствии с Конституционной реформой, направленной на развитие демократических процессов в Туркменистане с учетом традиций и особенностей страны. В законодательный орган сроком на пять лет будут избраны 125 депутатов. Борьбу за депутатские места ведут 288 кандидатов. В стране работают наблюдатели из многочисленных стран и международных организаций.

Большая группа наблюдателей прибыла из СНГ во главе с Председателем исполкома СНГ Сергеем Лебедевым. В первом отчете, подготовленном этой миссией, который опубликован 8 ноября 2008 года, сказано, что предвыборная гонка в стране проходит в обстановке «свободного обмена мнениями и открытости». В публикациях российской печати, а также ряда других стран СНГ отмечается большой прогресс в демократизации общественной жизни Туркменистана.

Анализ публикаций по вопросам предстоящих выборов в Туркменистане в западной печати показывает, наоборот, возрастающую роль критики. Официальные круги США отказались направлять наблюдателей на выборы в Туркменистан. Заместитель помощника госсекретаря США по делам Южной и Центральной Азии Джордж Крол заявил, что нет необходимости посылать наблюдателей этой страны на выборы в Туркменистан, поскольку «выборы в Туркмении не будут соответствовать международным стандартам, в этой стране нет политического плюрализма».

Международный Институт Стратегических Исследований «Vector», изучающий процессы трансформаций постсоветских стран, на своем Научно-методическом Совете рассмотрел вопросы организации и проведения предвыборной кампании в Парламент Туркменистана IV созыва. На основе имеющейся научной аналитической информации специалистами МИСИ «Vector» были сделаны следующие заключения.

Предвыборная кампания в Туркменистане проходит с соблюдением правовых норм и существующих нравственных традиций. Отклонений от логики проведения Конституционной реформы и других нормативно-правовых актов не установлено. Вероятнее всего, граждане Туркменистана в большинстве своем поддержат курс нынешнего Президента Гурбангулы Бердымухамедова, направленный на комплексную модернизацию страны в социально-экономической, политической и гуманитарных сферах жизнедеятельности.


  • Многочисленные критические оценки, высказываемые как официальными лицами, так и в масс-медиа западных стран о якобы априори «недемократичности выборов» в Туркменистане, обусловлены, скорее всего, недовольством ряда олигархических кругов запада тем, что огромные туркменские сырьевые богатства не удается колонизировать, или получить к ним определенный доступ. Экономическая политика правящих кругов Туркменистана направлена на развитие экономики преимущественно собственными силами и в интересах, прежде всего, собственного народа. Это дает большие перспективы и преимущества этой стране в современных процессах международной экономической институализации.
  • Борьба за «демократию» во всем мире вообще и, в частности, в Туркменистане, есть не что иное, как идеологическая форма «прикрытия» современной экспансионистской политики западных правящих элит в настоящее время. Современная политическая самоорганизация Туркменистана необычайно самобытная, имеющая свои социальные, политические, культурологические и религиозные особенности. Нынешние реформы в стране ориентированы именно на ее укрепление с учетом лучших международных достижений, апробированных временем. Вполне вероятно, что в случае успеха реформ туркменский народ имеет все шансы стать лидером прогрессивных трансформаций далеко за пределами Средней Азии и не только в сфере экономики, но и в сфере гуманитарного развития.

Освещение предвыборной кампании в Туркменистане в странах СНГ и Средней Азии, а также в большинстве мусульманских стран отличается более глубоким анализом, объективностью и доброжелательностью. Большинство публикаций в странах СНГ отражают традиционные формы добрососедства и сотрудничества, сложившиеся за многие годы проживания некогда в одной стране. Позиция официальной России сводится к тому, что туркменский народ вправе сам выбирать себе не только форму политической организации общественной жизни, но и другие формы и институты образа жизни. В исламских странах акцентируется внимание на то обстоятельство, что Туркменистан последовательно отстаивает собственные нравственные традиции, в том числе и в процессах демократизации общественной жизни. В этих странах широко освещается ход предвыборной кампании в Туркменистане, анализируется его положительные и отрицательные стороны. Но в целом, отмечается соответствие проходящей предвыборной кампании международным стандартам.

Таким образом, выборы депутатов Меджлиса (Парламент) IV созыва в Туркмении проходят в сложных условиях. Эти условия определяются спецификой процессов социально-экономической и общественно- политической трансформациями страны. Большинство аналитиков сходятся во мнении, что Туркменистан обладает достаточно сильными экономическими и гуманитарными ресурсами, чтобы завершить эти реформы успешно. Одним из этапов в реформировании страны и являются парламентские выборы в Туркменистане в эпоху «нового Возрождения». Международный резонанс, который вызвали выборы в этой стране, свидетельствует о возрастающей ее роли и значения в жизни мирового сообщества.

Услуги компании

  • Политические коммуникации
  • Бизнес-коммуникации
  • Кризисные коммуникации
  • Финансовые коммуникации
  • Лоббирование и взаимодействие с органами государственной власти
  • Социальные исследовательские проекты