14 декабря в Туркменистане состоятся выборы депутатов в Меджлис (Парламент)
IV созыва. Особенность предстоящих выборов заключается в том, что они
проходят в соответствии с Конституционной реформой, направленной на развитие
демократических процессов в Туркменистане с учетом традиций и особенностей
страны. В законодательный орган сроком на пять лет будут избраны 125
депутатов. Борьбу за депутатские места ведут 288 кандидатов. В стране
работают наблюдатели из многочисленных стран и международных организаций.
Большая группа наблюдателей прибыла из СНГ во главе с Председателем
исполкома СНГ Сергеем Лебедевым. В первом отчете, подготовленном этой
миссией, который опубликован 8 ноября 2008 года, сказано, что предвыборная
гонка в стране проходит в обстановке «свободного обмена мнениями и
открытости». В публикациях российской печати, а также ряда других стран СНГ
отмечается большой прогресс в демократизации общественной жизни
Туркменистана.
Анализ публикаций по вопросам предстоящих выборов в Туркменистане в западной
печати показывает, наоборот, возрастающую роль критики. Официальные круги
США отказались направлять наблюдателей на выборы в Туркменистан. Заместитель
помощника госсекретаря США по делам Южной и Центральной Азии Джордж Крол
заявил, что нет необходимости посылать наблюдателей этой страны на выборы в
Туркменистан, поскольку «выборы в Туркмении не будут соответствовать
международным стандартам, в этой стране нет политического плюрализма».
Международный Институт Стратегических Исследований «Vector», изучающий
процессы трансформаций постсоветских стран, на своем Научно-методическом
Совете рассмотрел вопросы организации и проведения предвыборной кампании в
Парламент Туркменистана IV созыва. На основе имеющейся научной аналитической
информации специалистами МИСИ «Vector» были сделаны следующие заключения.
Предвыборная кампания в Туркменистане проходит с соблюдением правовых норм и
существующих нравственных традиций. Отклонений от логики проведения
Конституционной реформы и других нормативно-правовых актов не установлено.
Вероятнее всего, граждане Туркменистана в большинстве своем поддержат курс
нынешнего Президента Гурбангулы Бердымухамедова, направленный на комплексную
модернизацию страны в социально-экономической, политической и гуманитарных
сферах жизнедеятельности.
-
Многочисленные критические оценки, высказываемые как
официальными лицами, так и в масс-медиа западных стран о якобы априори
«недемократичности выборов» в Туркменистане, обусловлены, скорее всего,
недовольством ряда олигархических кругов запада тем, что огромные
туркменские сырьевые богатства не удается колонизировать, или получить к
ним определенный доступ. Экономическая политика правящих кругов
Туркменистана направлена на развитие экономики преимущественно
собственными силами и в интересах, прежде всего, собственного народа.
Это дает большие перспективы и преимущества этой стране в современных
процессах международной экономической институализации.
-
Борьба за «демократию» во всем мире вообще и, в
частности, в Туркменистане, есть не что иное, как идеологическая форма
«прикрытия» современной экспансионистской политики западных правящих
элит в настоящее время. Современная политическая самоорганизация
Туркменистана необычайно самобытная, имеющая свои социальные,
политические, культурологические и религиозные особенности. Нынешние
реформы в стране ориентированы именно на ее укрепление с учетом лучших
международных достижений, апробированных временем. Вполне вероятно, что
в случае успеха реформ туркменский народ имеет все шансы стать лидером
прогрессивных трансформаций далеко за пределами Средней Азии и не только
в сфере экономики, но и в сфере гуманитарного развития.
Освещение предвыборной кампании в Туркменистане в странах СНГ и Средней
Азии, а также в большинстве мусульманских стран отличается более глубоким
анализом, объективностью и доброжелательностью. Большинство публикаций в
странах СНГ отражают традиционные формы добрососедства и сотрудничества,
сложившиеся за многие годы проживания некогда в одной стране. Позиция
официальной России сводится к тому, что туркменский народ вправе сам
выбирать себе не только форму политической организации общественной жизни,
но и другие формы и институты образа жизни. В исламских странах
акцентируется внимание на то обстоятельство, что Туркменистан
последовательно отстаивает собственные нравственные традиции, в том числе и
в процессах демократизации общественной жизни. В этих странах широко
освещается ход предвыборной кампании в Туркменистане, анализируется его
положительные и отрицательные стороны. Но в целом, отмечается соответствие
проходящей предвыборной кампании международным стандартам.
Таким образом, выборы депутатов Меджлиса (Парламент) IV созыва в Туркмении
проходят в сложных условиях. Эти условия определяются спецификой процессов
социально-экономической и общественно- политической трансформациями страны.
Большинство аналитиков сходятся во мнении, что Туркменистан обладает
достаточно сильными экономическими и гуманитарными ресурсами, чтобы
завершить эти реформы успешно. Одним из этапов в реформировании страны и
являются парламентские выборы в Туркменистане в эпоху «нового Возрождения».
Международный резонанс, который вызвали выборы в этой стране,
свидетельствует о возрастающей ее роли и значения в жизни мирового
сообщества.