Русский

«Содружество Независимых Государств (СНГ) – перспективы интеграции»

Геополитические трансформации на постсоветском пространстве в последнее время получили неожиданный поворот. В первую очередь, проблемы коснулись всей системы безопасности в широком смысле понимания этого слова. По мнению экспертов Международного Института Стратегических Исследований «Vector», ситуация требует серьезного анализа и незамедлительных, но очень взвешенных решений.

Ключевой структурой, а точнее региональной межгосударственной организацией, объединяющей большинство из бывших республик СССР, а сегодня независимых государств, была и остается СНГ. Эта структура была образована одновременно, и даже скорее синхронно, с ликвидацией Советского Союза. Именно 8 декабря 1991 г. руководители Республики Беларусь, Российской Федерации и Украины в Беловежской пуще подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств, которым констатировали, что Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование. Это соглашение, а также последовавшее подписание 21 декабря так называемой Алма-Атинской Декларации и Протокол к Соглашению явились основными законодательные актами, в соответствии с которыми было учреждено СНГ. В этот момент в содружество вошли одиннадцать государств - практически все бывшие республики Советского Союза за исключением трех прибалтийских государств, провозгласивших свою независимость еще в 1990 году, и Грузии, которая присоединилась к Содружеству в декабре 1993 года.

В базовых документах СНГ была сделана заявка на интеграцию высокого уровня, предполагающую создание общего экономического пространства, совместную координацию внешнеполитической деятельности, обеспечение коллективной безопасности и т.д. Однако на практике в тот конкретный исторический период интересы национальной государственности значительно доминировали над пониманием роли межгосударственной интеграции, по крайней мере, для руководства «молодых государств». Страх появления наднациональных органов управления, ущемляющих «демократический выбор» и «суверенитет», или, как тогда заявлялось, «ущемляющих национальные интересы», но скорее приоритеты возможности сверхобогащения правящих элит, как, например, в Кыргызстане или на Украине, либо желание всеобъемлющей власти, как в Узбекистане и Туркменистане. Все это в принципе не позволило создать реально функционирующую интеграционную структуру. Существует мнение, что функционально СНГ было способно лишь смягчить те катастрофические последствия, к которым могла привести, а во многих сферах и привела, ситуация «разъединения» республик Советского Союза. СНГ является в некотором роде уникальной региональной структурой – не ставящей конкретной конечной цели, не налагающей практически никаких обязательств на участников, а лишь декларирующей намерения сотрудничать. Очень часто несовпадающие внешнеполитические и внутриэкономические устремления государств-участников не могут играть положительную роль в процессах интеграции и, как следствие, безопасности. Чего стоит решение о выходе из Содружества Грузии, осуществившей не укладывающийся ни в какие, как правовые, так и морально-нравственные рамки, вопиющий акт агрессии, и в то же время, заявленное ею желание не выходить из некоторых неполитических тематических соглашений, в частности «соглашения о безвизовом режиме со странами СНГ» и других. Также активные устремления Украины в НАТО и ряд недавних, мягко говоря, недружественных заявлений по отношению к Черноморскому флоту РФ. Как результат, интеграционное взаимодействие в рамках СНГ сводится к подмене конструктивного обсуждения вопросов дипломатической риторикой, не приносящей практических результатов. Популистская, но довольно активно продвигаемая некоторыми политиками идея того, что СНГ является инструментом России в реализации политических амбиций по отношению к ближнему зарубежью также не соответствует действительности. Наиболее последовательную и конструктивную позицию в реализации интеграционных инициатив занимают лидеры России, Белоруссии и Казахстана. Более того, понимание необходимости в усилении интеграционных процессов на постсоветском пространстве, как фактора политической и экономической безопасности, у большинства государств СНГ все же присутствует. Подтверждение тому - довольно успешное сотрудничество в рамках таких межгосударственных объединений, как Союз России и Белоруссии, ЕврАзЭС, ОДКБ и ряда других.

По мнению экспертов МИСИ «Vector», СНГ, безусловно, можно отнести к структуре, способной к адекватной реализации интеграционных инициатив, однако проблема здесь заключается в отсутствии единой концепции, или скорее понимания общих интересов. Именно разновекторная, дифференцированная, многосторонняя и многогранная система интеграции на пространстве СНГ является ключевым дезинтегрирующим фактором. Осознание заинтересованности в реализации банальной, но до сих пор вполне эффективной стратегии «Разделяй и властвуй» со стороны стран Запада должно явиться новым толчком в поисках общей объединяющей идеи. Исходя из этого, эксперты МИСИ «Vector» считают, что в основу деятельности глав постсоветских государств должно лечь глубокое понимание интересов своих народов в их самоопределении и в выборе вектора интеграции, и уже на этой базе поиск и разработка продуманной политики коллективной безопасности, включающей в себя в том числе экономические, политические, гуманитарные и другие компоненты. Все это должно стать определяющим в решении сложных геополитических проблем, с которыми мы будем сталкиваться все чаще и чаще. В данной связи, по мнению экспертов МИСИ «Vector» события будут наиболее стремительно развиваться вокруг государств Центрально-азиатского региона. И то, как поведут себя лидеры этих государств, во многом определит возможность и направление интеграционных процессов. На сегодняшний день не вполне понятна политика руководств Узбекистана и Кыргызстана, которые не проявляют конструктивных инициатив и, то ли руководствуясь «восточной мудростью», то ли желанием получить дивиденды, одновременно и от США в виде сиюминутных выгод, и от России в случае необходимости защиты собственной политической безопасности. В результате - глубокий системный экономический кризис и потенциальная политическая нестабильность этих двух Центрально-азиатских государств. Наряду с этим лидеры других государств СНГ открыто демонстрируют желание конструктивно работать в этом направлении, признавая ведущую роль России, как единственно возможного гаранта безопасности и ключевого актора в развитии интеграционных процессов. Глобализация бросает новые цивилизационные вызовы и остается надеяться, что предстоящий 28 августа саммит ШОС послужит выработке и принятию конструктивных решений в вопросах глобальной безопасности.

Услуги компании

  • Политические коммуникации
  • Бизнес-коммуникации
  • Кризисные коммуникации
  • Финансовые коммуникации
  • Лоббирование и взаимодействие с органами государственной власти
  • Социальные исследовательские проекты