Русский

«Содружество Независимых Государств (СНГ): геополитические перспективы развития»

Содружество Независимых Государств было создано в декабре 1991 года. Оно объединяет большинство постсоветских стран.

В последнее время к СНГ и перспективам его развития уделяется большое внимание политиков, научных работников и широких кругов общественности.

Внутри стран СНГ среди экспертов сложилось преимущественно три точки зрения на развитие этой организации. Сторонники первой отмечают, что Содружество создано для цивилизованного «бракоразводного процесса» стран бывшего Советского Союза. Этот процесс практически завершен и постепенно организация будет утрачивать свою роль и значение на постсоветском пространстве. Другие считают, что благодаря существованию Содружества Независимых Государств на постсоветском пространстве в значительной степени сохраняется исторически достигнутый уровень цивилизационных взаимоотношений. Третьи видят в СНГ институт реинтеграции, который с неизбежностью должен содействовать преодолению комплекса неадекватных процессов, сложившихся в постсоветских странах после развала Советского Союза. Из самих документов, юридически определяющих статус СНГ и имеющаяся практика его функционирования, неясно, какова из указанных точек зрения является доминирующей.

Международный Институт Стратегических Исследований «Vector» исследовал перспективу развития, место и роль СНГ в контексте функционирования основных международных экономических объединений.

В настоящее время крупнейшими международными экономическими объединениями являются НАФТА, Евросоюз и АСИАН. Эти объединения контролируют более двух третьих экономик планеты. Нами изучены проблемы, которые в наибольшей степени для них являются наиболее актуальными. Их оказалось преимущественно три. Это проблемы убывающих сырьевых запасов. Второе - защита и обеспечение эффективного использования рынков сбыта. И третье - доступ к рынкам дешевой рабочей силы. Установлено, что ни одна из ведущих экономических стран и объединений не являются самодостаточными с точки зрения указанных критериев развития. В то же время наибольшие природно-сырьевые и другие ресурсы сосредоточены на территориях именно стран СНГ.

Особо впечатляет природно-ресурсный потенциал России, где разведано около 20 тысяч месторождений полезных ископаемых. Из них почти 40 процентов введены в промышленное освоение. Доля мировых запасов нефти составляет 12-13 процентов, газа – 32 процента, железной руды – 26 процентов, кобальта – 21 процент, цинка – 15 процентов. Россия принадлежит первое место в мире по общим земельным площадям, запасам древесины, приливной энергии морей, водных ресурсов, пресной воды и т.д. Более того, особо перспективным является дальнейшее освоение российской Арктики, которая по различным оценкам содержит около трети минеральных ресурсов планеты. Другой страны в мире с такими огромными ресурсно-сырьевыми богатствами нет. Однако в России ощущается дефицит марганца, урана, титана, высококачественных бокситов и некоторых других видов минерального сырья, которые имеются в других странах СНГ. В целом бывшие постсоветские страны являются особо богатым природно-сырьевыми запасами регионом планеты, что делает их совместно самодостаточными в организации любых систем производства. Наряду с этим, СНГ – особо привлекающий как рынок сбыта товаров, так и рынок квалифицированной рабочей силы. В данной связи роль и значение СНГ будет объективно возрастать.

С точки зрения перспектив развития Содружества отчетливо наблюдается два наиболее реальных геополитических сценария. Первый: неоколонизация под видом включения территорий в мировые рынки и экспортом так называемой демократии. Другой: объединение государств бывшего Советского Союза вокруг России и создание нового потенциально наиболее богатого и в перспективе доминирующего центра мирового экономического развития.

Вполне вероятно, что на смену «государственному сепаратизму», распродаже оставшейся собственности и даже отдельных постсоветских государств, может прийти мощнейшее объединение с целью не только целесообразного более экономического развития, но и более прогрессивного решения социальных, политических, гуманитарных и других проблем. СНГ в данном контексте может явиться зародышем нового социально-экономического и политического Содружества, которое в перспективе в существенной степени будет более жизнеспособным, чем указанные выше мировые экономические центры и явится важнейшим фактором мировых геополитических трансформаций в мире в целом. Потенциальными участниками СНГ могут стать не только постсоветские страны, но и многие страны мусульманского мира, которые традиционно в России видели своего друга и защитника, а также некоторые другие.

Следующий важнейший вопрос - вопрос организации и управления СНГ. В настоящее время от его решения в существенной степени зависит судьба многих постсоветских стран и самого Содружества.

На наш взгляд, перспектива СНГ как организации будет зависеть преимущественно от усиления управления организационно-экономическим и политико-правовым сегментами своего развития. По мнению специалистов МИСИ «Vector», назрела необходимость принятия более адекватных решений именно в данной сфере. Страны-участницы СНГ должны отойти от обанкротившейся политики «рыночного фундаментализма» и «рыночного эгоизма», и перейти к более надгосударственно регулируемым инструментам проведения внутренней и внешней политики.

С точки зрения межгосударственных интересов является целесообразным установление следующих совместных экономических принципов развития:


  • Создание единого экономического пространства, по типу «общего рынка» в странах западной Европы, с региональной спецификой;
  • В рамках единого экономического пространства назрела необходимость: в ликвидации экономических границ; в создании единого Валютного Фонда или Общего Банка для более адекватного осуществления межгосударственного финансового менеджмента; во ведении наряду с национальными валютами единой денежной валюты; в создании благоприятных условий для свободного перемещения трудовых ресурсов; в установлении единых стандартов научного, культурного и образовательного сотрудничества и т.д.
  • Внутри Содружества Независимых Государств важно создать максимальные условия для свободного развития всех сегментов экономической организации труда, с учетом специфик каждой из стран-участниц.
  • В области политико-правовых отношений необходимо создания такой системы управления, которая адекватно осуществляла бы управленческие функции организации в полном объеме. На наш взгляд, имеющийся Устав Содружества Независимых Государств, в принципе, может стать «именно той Конституцией» СНГ, на основе которой можно создавать соответствующие управленческие институции.

С точки зрения повышения политико-правового статуса Содружество объективно нуждается:

  • в создании эффективно работающей надгосударственной управленческой системы СНГ с широкими полномочиями, по типу современных структур Евросоюза;
  • в создании системы коллективной защиты и безопасности, военно-политического сотрудничества на основе статьи 51 Устава ООН, предоставляющей право на коллективную самооборону.
  • в создании надгосударственной системы предотвращения конфликтов и разрешения споров, включая создание экономического суда и других аналогичных организаций.

В целом, вышеуказанные положения, по мнению экспертов МИСИ «Vector», дают основание для заключения, что СНГ потенциально может стать одним из ведущих центров мирового экономического, политического, социального и культурного развития. Более того, у этой организации имеются все шансы противостоять неоколониальным попыткам мировой экономической и политической экспансии.

В докладе Национально-разведывательного Совета США «Глобальные тенденции развития до 2015 г.: диалог о будущем с неправительственными экспертами» безальтернативно указывается на необходимость проведения тотальной экспансионистской политики США во всем мире: «Глобальное влияние США в экономической, технологической, военной и дипломатической областях, - говорится в документе, - будет несравнимым с другими нациями так же, как и с региональными и международными организациями в 2015 году. Это могущество не только будет гарантировать превосходство Америки, но также превратит Соединенные Штаты в ключевую движущую силу международной системы». Такое видение будущего мира Соединенными Штатами.

Страны Содружества Независимых Государств имеют основание считать, что фарватер будущего социально-экономического и политического развития планеты не будет однополярным. У них есть все основания для того, чтобы из нынешнего состояния преимущественно объекта мировых геополитических процессов стать субъектом и одной из реальных и могущественных сил будущего миропорядка во имя реализации материальных и духовных потребностей собственных народов.

Услуги компании

  • Политические коммуникации
  • Бизнес-коммуникации
  • Кризисные коммуникации
  • Финансовые коммуникации
  • Лоббирование и взаимодействие с органами государственной власти
  • Социальные исследовательские проекты