После агрессии грузинского руководства против Южной Осетии многое видится
более ясно и более реалистично, как бы порой не неприятно это было. Ни один
представитель крупнейших телеканалов и информационных агентств Запада не
показал происходящие события с позиций пострадавшей стороны – с точки зрения
народа Южной Осетии. Это непрофессионально, это необъективно, это
несвободно, что может свидетельствовать только об одном: все ведущие
телеканалы США обслуживали политический заказ. Другого объяснения подобным
необъективным действиям «самой объективной и самой свободной журналистики в
мире» просто не может быть.
Это даже не обсуждается. По мнению экспертов
Международного института стратегических исследований «Vector» cпецпроект
США под названием «Грузия» преподнес миру несколько уроков. Один из главных:
любой лидер любого небольшого государства СНГ может стать, как Саакашвили, -
президент суверенного государства, - всего лишь разменной картой в руках
политиков США. Вояж Кондолизы Райс по маршруту Вашингтон-Париж-Тбилиси
свидетельствует лишь о стремлении США сохранить лицо, но никак не спасти
лично Михаила Саакашвили, эта фигура имеет значение только в качестве
инструмента для сохранения американского лица, и не более того. Теперь можно
ставить вопрос широко: какой новый спецпроект могут подготовить (или
готовят) специалисты США? А если этот проект будет называться «Курдистан» -
за то, что лидер Турции попытался вести себя беспристрастно и объективно по
отношению к событиям в Южной Осетии? Но вопрос – в связи с предстоящим 28
августа в Душанбе (Таджикистан) саммитом ШОС – сегодня должен быть
сформулирован более точно: кто и каким образом может в настоящее время и в
современном мире гарантировать политическую безопасность президентам
Киргизии, Казахстана, Узбекистана? Экономическая ситуация, например, в
Киргизии крайне тяжелая. Это энергетический кризис, это почти неуправляемая
инфляция, это растущая бедность большей части населения и поднимающаяся, как
на дрожжах, социальная напряженность. По мнению экспертов МИСИ «Vector»
восточная мудрость политиков государств Центральной Азии в данном случае
может сыграть с ними злую шутку. Уповая на неопределенность своей позиции в
отношении агрессии Грузии в Южной Осетии, уповая на то, что «никто не
заметит», что погибли миротворцы, граждане России, с международным мандатом
ООН (и СНГ), политики Киргизии и Казахстана встретившись 13 августа на
Иссук-Куле и заявили, что в отношении позиции по ситуации в Южной Осетии у
них нет позиции. Так, набор штампов: «Подобные конфликты должны решаться
сугубо на основе международного права и только политико-дипломатическим
путем». Дело не в том, что подобная «глубокая мысль» не имеет ни глубины, ни
ясности, дело в том, что как теперь лидеры Киргизии или Казахстана, да и
Узбекистана, собираются в рамках ШОС, то есть вместе с Россией, Китаем,
Таджикистаном, обсуждать проблему собственной политической безопасности?
Надеясь на поддержку США, трудно не стать разменной картой в руках
политтехнологов этой нынешней мировой империи. А боязнь сказать правду, то
есть поддержать позицию России в конфликте и помочь народу Южной Осетии,
подвергшемуся геноциду, ведет только в одну сторону – в удушающие объятия
США. О какой реальной интеграции с Россией можно говорить, если некоторые
лидеры государств Центральной Азии не находят элементарного мужества сказать
правду?
Впрочем, когда мы говорим об экономической интеграции государств Центральной
Азии и России, то должны иметь в виду два важных момента. Первый. Эти страны
– по сути, бывшие республики Советского Союза, которые когда-то объединило
единое государство. Второй момент. За годы вакханалии во время и сразу же
после распада Союза, за годы существования без ясной и четкой системы
координат эти государства подпали под сильнейшее экономическое и
политическое влияние США, и многие из них стали сателлитами – формально
независимыми, а на деле подчиненные господствующей державе. По мнению
экспертов МИСИ «Vector» как только в конце 80-х-начале 90-х годов
Россию вытеснили из Центрально-азиатского региона основную роль стали играть
США и их финансовые институты. Появилась военная база США в Ханабаде
(Узбекистан), от которой затем президент Ислам Каримов все-таки сумел
избавиться, выставив ее из страны. Но – поплатился небывалым ростом
экспортированного в Узбекистан терроризма и религиозного экстремизма. Да, и
сегодня США не забыли его «наглости», и если их компании в Центральной Азии
предлагают какие-либо совместные проекты, то обязательно их реализация несет
экономический ущерб Узбекистану. Например, энергетическая компания из США,
АES (American Energy Systems), до недавнего времени базировавшаяся в
Казахстане (полгода назад ее оттуда «попросили»), чуть не приступила к
строительству высоковольтной линии электропередачи. Эта ЛЭП должна была
поставлять электроэнергию из Казахстана и Киргизии в Афганистан, затем
Пакистан. Линия должна была пройти в обход Узбекистана, хотя это – главная
географически центральная страна, через которую проходят все транзиты –
энергетический, газовый, водный.
Надо понимать, что сегодня России особенно трудно наладить экономическую
интеграцию со странами, в которых более десяти лет доминировали США. Их
военную базу выгнали из Узбекистана, они разместили ее позже (в 2001 году) в
Киргизии. И только очень наивный человек может думать, будто «тюльпановая
революция» в Киргизии в марте 2005 года произошла сама собой. Так называемый
пояс нестабильности вокруг России НАТО и США стали «обустраивать» в начале
2000-х годов. Если страны Прибалтики с удовольствием пошли на это, то с
Грузией и Украиной пришлось все-таки повозиться. Как результат, США могут
быть довольны поведением своих «партнеров» в лице Саакашвили, Тимошенко,
Ющенко… Однако по мнению экспертов МИСИ «Vector» с Центральной Азией
дела обстоят сложнее. В Киргизии хоть и «сделали» революцию (Кстати, в
Киргизии один из главных телеканалов имеет оранжевый цвет и центральную
рубрику - «Майдан» и т.д.) но реализация амбициозных проектов США на
территории республики, как например аренда 300 гектаров земли под
строительство американских военных объектов на практике оказалось весьма
затруднительной. Другими словами – «восток - дело тонкое». Но и восточные
правители не прочь перемудрить и перехитрить самих себя. Некоторые из них
думают, что можно получать дивиденды и от США, и от России – а они пусть
пока между собой разбираются. За подобную «многовекторность» поплатился
экс-президент Киргизии Аскар Акаев. Стоило ему, как вспоминают люди из его
близкого окружения, на генеральной ассамблее ООН твердо сказать, что «Россия
нам дана Богом и историей», - как дни его правления были сочтены. Для
многих… для всех (!) руководителей государств Центральной Азии это стала
хорошим уроком. В «многовекторность» политики перестали играть, пришла пора
определяться. И страны Центральной Азии дружно повернулись в сторону России.
Для этого накопились слишком много «материала» - использование стран Балтии
под военные и другие объекты НАТО, история с вооружением Грузии и началом ею
войны против собственного народа в Южной Осетии, размещение РЛС и ПРО в
Польше и Чехии… Интересно, если бы странам Восточной Европы в начале 90-х
сказали, что самые демократичные и свободолюбивые демократы из США будут
использовать территории суверенных государств под свои военные объекты они
бы, конечно, не поверили. Но время пришло – и верить-не верить стало не
обязательно: с этим теперь надо жить.
В период 90-х годов вакханалия развала экономики той же Киргизии шла полным
ходом. Уникальное оборудование завода сельскохозяственного машиностроения
имени Фрунзе распродали как металлолом. Западные советники и эксперты
внедрили программу ПЕСАК, под которую выделили 60 миллионов долларов
Киргизии. Программа предполагала восстановление предприятий за счет
отделения их жизнеспособных частей, цехов… В общем, более двадцати заводов в
Киргизии перестали существовать. Деньги успешно были освоены. Потом была
масса различных программ, в том числе ХИСАК – под нее дали порядка 250
миллионов долларов в энергетику, 40 миллионов – в бюджет, но с условием, что
начнется реформа энергетической отрасли. Реформа началась, единую систему
разделили, лишили эффективного управления, и высокорентабельная отрасль
стала убыточной. Сейчас выставляют на продажу (приватизацию)
системообразующую мощность в виде ТЭЦ Бишкека, которая работает в единой
энергосистеме Центральной Азии, от ее работы напрямую зависит состояние и
уровень воды в Токтогульском водохранилище. На продажу также выставляется
распредкомпания «Северэлектро» и АОА «Тепловые сети Бишкека». Людям говорят:
вот придет частник, будет хозяин, а за тарифами будет следить государство. В
то же время приватизированный ранее Кантский цементно-шиферный комбинат не
обеспечивает цементом даже потребности республики, потому что ему выгоднее
работать на экспорт. Стоимость одного мешка цемента (50 кг) уже достигает
120 долларов. Минпром говорит: ну, это же частное предприятие, мы не можем
ему указывать. А тарифы на электроэнергию, тепло и горячую воду – это
социальная жизнь, это социальное спокойствие или социальное напряжение,
поскольку средняя зарплата в Киргизии на сегодня составляет 110-120
долларов. При этом уже в этот отопительный сезон одна Гкал будет стоить
более 50 долларов. Правительство Киргизии этим летом также повысило тарифы
на горячую воду и электроэнергию. Ждет хозяина? В киргизской прессе уже
прошло не одно сообщение, что хозяином придет та самая американская компания
AES, которую недавно «попросили» из Казахстана.
И когда мы говорим о том, что Киргизия неактивна в плане сотрудничества с
Россией, мы должны иметь в виду, что эта республика уже задолжала Западу 2,2
миллиарда долларов, ее внешний долг почти сравнялся с ее годовым ВВП, она
зависима от США экономически гораздо сильнее, чем Казахатсан, ВВП которого
примерно в сто раз больше ВВП Киргизии. Более свободны экономически и
Узбекистан, и Туркмения – за счет немалых запасов природного газа и нефти.
По мнению экспертов МИСИ «Vector» фактор сильной власти, сильной
защиты национальных интересов очень слабо просматривается в Киргизии. Ее
участие в ШОС, ОДКБ, ЕврАзЭС зачастую декларативно и формально. В то же
время население, по официальным данным порядка 5 миллионов человек, из
которых около миллиона – трудовые мигранты, работающие в России и
Казахстане. Чиновничий истеблишмент, мягко говоря, не чужд личному
обогащению. Чиновники нередко имеют квартиры или дома в России, Казахстане,
а то и в Европе. После начала агрессии Грузии против Южной Осетии
«чемоданные» настроения в Киргизии усилились. Этому способствовало и то, что
в частном доме на окраине Бишкека, был обнаружен огромный схрон современного
оружия. При оружии находились десять военных США в гражданской одежде и
несколько дипломатов. Чье оружие? Сутки ответа на этот вопрос не было. Потом
невнятно пресс-служба правительства сообщила: дескать, для проведения
антитеррористических учений по линии Государственного комитета национальной
безопасности (ГКНБ) Киргизии прибыли специалисты и инструкторы из США, но не
соблюли некоторых формальностей… Следует обратить внимание, что руководство
ГКНБ непосредственно назначается и подчиняется президенту страны, а не
правительству, тогда почему разъяснения дает пресс-служба правительства? При
такой «одновекторной» политике в Киргизии могут остаться только старики и
инвалиды – те, кто физически не может уехать из страны. Тем более
расположение военной базы США в международном аэропорту «Манас» наводит
страх на население близлежащих районов. Иностранные военные, которые несут
службу на этой базе, имеют дипломатический иммунитет, самолеты нещадно
сбрасывают неотработанное авиатопливо на населенные пункты и поля
сельскохозяйственного назначения. Людям говорят: это транспортная авиация,
которая необходима для оказания гуманитарной помощи Афганистану. Но кто это
проверял?! Кто докажет, что эти самолеты не начинены разведывательной
аппаратурой? Кто докажет, что с этой военной базы не ведется
радиоэлектронная разведка в отношении Китая, России, не говоря об
Узбекистане и Казахстане?! И вообще, людям безразлично, какая это авиация,
только пусть она базируется не в их стране!
Эксперты
Международного института стратегических исследований «Vector»
убеждены, что клубок объективных и субъективных факторов так сильно
переплетен и именно поэтому Киргизия, не свободна в выборе своих
экономических партнеров. Она зависима экономически, финансово, морально от
Запада. Сегодня это абсолютно очевидный факт, и ждать полноценной
экономической интеграции Киргизии с Россией, честно говоря, трудно. Но в
таком случае никто не гарантирует политическую безопасность президента
Киргизии и системы его правления. Отсутствие ясной позиции по отношению к
США и по отношению к России – это верный путь создать по меньшей мере
недружелюбное отношении к себе и со стороны США, и со стороны России. И все
же уроки надо учиться извлекать. Если, конечно, лидеры государств
Центральной Азии не хотят стать разменной картой в очередном «спецпроекте»
США.