Русский

«Арктика в контексте современных геополитических трансформаций»

В последние время с новой силой разгорелись дебаты относительно весьма актуальной проблемы – раздела арктических территорий. На сегодняшний день основными претендентами на них являются пять государств. Это Россия, Канада, США, Дания, Норвегия. Более того, о своих претензиях заявляют еще три полярных государства, непосредственно не имеющие океанических границ — Исландия, Швеция и Финляндия. О готовности осваивать арктические просторы заявили еще более двадцати государств, включая Южную Корею и Китай.

В отличие от Антарктиды, в отношении которой существует Конвенция, согласно которой данная территория не принадлежит ни одному государству и, более того, запрещается размещение военных объектов, баз, судов и т.д., а деятельность по ее освоению может ограничиваться только лишь научными изысканиями, арктические же территории остаются спорными. Единственными документами, регламентирующими отношение «арктических государств», являются Конвенция по континентальному шельфу от 1958 года и Конвенция ООН по морскому праву, согласно которой государство может претендовать либо на 350 морских миль континентального шельфа, либо сто миль за его пределами, от глубин в 2500 метров. В данной связи основной задачей представляется доказать, кому и в какой мере принадлежит континентальный шельф, то есть продолжением какой материковой плиты (какого государства) он является. На этот счет у каждого из государств, претендующих на раздел арктических территорий, имеются собственные соображения и, более того, собственное видение вариантов раздела.

По мнению экспертов Международного института стратегических исследований «Vector», наиболее громкий информационный повод в решении данного вопроса был создан именно Россией, когда экспедиция «Арктика 2007» под руководством Артура Чилингарова провела исследования в районе Северного полюса, и на дне океана установила флаг Российской Федерации, чем вызвала огромное количество комментариев, в том числе, и недовольства со стороны государств-претендентов. Так, Министр иностранных дел Канады Питер Маккей назвал установку российского флага на океаническом дне «просто шоу», и обвинил Россию в том, что она заявляет права на эту территорию. Представитель Госдепартамента США Том Кейси заявил, что «Даже если они (русские) нарисуют распыленной краской флаг России на этих (шельфовых) хребтах, это не будет иметь абсолютно никакого значения для технической оценки». Сотрудник Кембриджского Института полярных исследований имени Скотта, в свою очередь, сообщил, что в 1991 году во время экспедиции на Северный Полюс уронил за борт монетку и что монета с изображением Ее Величества может иметь такое же символическое значение, как и российский флаг, установленный на дне 16 лет спустя.

Комментируя столь неадекватную реакцию ряда стран на проведение Россией исследований в Арктике, Президент России Владимир Путин заявил: «Чего нервничать-то, нужно вести нормальный профессиональный диалог в рамках Организации Объединенных Наций». Президент также отметил: «Мы будем действовать и дальше так, не в явочном порядке, а в рамках существующих процедур», и выразил удивление «немножко нервной реакцией…».

Действительно, процесс активного таяния арктических льдов, вызванный, согласно одной из теорий, мировым глобальным потеплением, а также развитие современных технологий в области глубоководного бурения и открывающиеся в связи с этим дополнительные возможности в вопросе эксплуатации арктических территорий, значительно актуализировали данную проблему. Как принято считать, основными богатствами Арктики являются запасы углеводородов, по некоторым оценкам составляющие четверть нынешних общемировых запасов. Не менее важным являются возможности круглогодичного использования Северного морского пути как стратегического маршрута - кратчайшего пути судоходства между Тихим и Атлантическим океанами. Однако это далеко не все. Нельзя забывать и о богатых биологических ресурсах арктических вод, что приобретает дополнительную актуальность в связи с возрастающими потребностями увеличения объемов рыболовства. Особо значимым в данном вопросе является фактор военного и геополитического присутствия в этом стратегически важном регионе, а также возможность контроля за экологической безопасностью хозяйственной деятельности на шельфе.

В разворачивающейся «войне за Арктику», каждое из государств- претендентов использует собственные методы. В большей части - это попытки усилить собственное присутствие на спорных территориях как политическими, так и информационными средствами.

Россия, бесспорно, на сегодняшний день обладает наиболее сильными позициями в данном вопросе. Ею полностью контролируется Северный морской путь. Более того, вдоль него уже создана соответствующая инфраструктура. В течение многих лет Российской Федерацией осуществляются различные научно-исследовательские программы, в том числе с помощью дрейфующих станций. Россия обладает мощнейшим ледокольным флотом, позволяющим осуществлять проводку целых караванов в сложнейших условиях арктической зимы. Но из всего этого наиболее раздражает коллег по Арктическому совету, то, что Россия имеет наибольший военный потенциал в Арктике - здесь базируется Северный флот и довольно многочисленные подразделения ВВС, многократно превосходящие те силы, которыми на постоянной основе располагают в регионе остальные государства. В подтверждение обеспокоенности таким фактом, в рамках обнародованной 31 июля 2008 года в Вашингтоне «Новой военной стратегии США», было выражено, в том числе и беспокойство "претензиями" Москвы на Арктику.

Однако, по мнению экспертов МИСИ «Vector», наряду со значительными успехами в научно-исследовательской и военно-технической сферах относительно решения «арктического вопроса», Российской Федерацией еще недостаточно реализуются возможности информационного и коммуникативного влияния на происходящие процессы. В первую очередь, это связанно с отсутствием единой концептуальной программы по позиционированию и продвижению образа России как ведущей арктической державы, в том числе на мировой арене. Безусловно, Россия предпринимает определенные шаги в данном направлении. Это и постоянное участие в международных мероприятиях, связанных с решением арктических проблем, и создание нескольких специализированных информационных ресурсов, направленных на освещение рассматриваемой тематики, которые, к сожалению, функционируют недостаточно эффективно, и имеющиеся попытки крупнейших российских информационных агентств формировать определенную «информационную повестку».

Тем не менее, анализ имеющегося материала дает основание утверждать, что в российских масс-медиа «арктическая тематика» отражается явно недостаточно, бессистемно, поверхностно и ситуативно. А в мировом информационном пространстве российская позиция по арктическому вопросу фактически отсутствует.

Следует особо обратить внимание и на то, что соответствующие публикации в масс-медиа ряда западных стран показывают их направленность навязывания мировому сообществу субъективно ангажированных взглядов на современное освоение Арктики. В существенной степени принижается роль и значение России в освоении этого региона. Настойчиво высказываются предложения, связанные с изменением основ соответствующего международного права и т.д.

В данной связи эксперты МИСИ «Vector» считают необходимым разработку информационной и коммуникативной стратегии, а также реализацию комплексных программ, направленных как на формирование адекватного общественного мнения вокруг вопросов принадлежности арктических территорий, так и на позиционирование России - по праву ведущей арктической державы на мировой арене, и на этой основе - реализацию всего комплекса тактических мероприятий.

В соответствии с вышеизложенным, нами предлагаются принципы возможной Концептуальной модели пропаганды (демонстрации) государственных интересов Российской Федерации в современном освоении Арктики, которые включают:

  • формирование инновационной информационной политики в освещении присутствия России в Арктике;
  • создание системы информационно-аналитических ресурсов обеспечения присутствия России в Арктике, направленной на представление и научную систематизацию информации об истории и современном освоении нашей страной этого края;
  • организацию информационной защиты действительного правового статуса Арктики. Освещение вопросов, связанных с повышением правовой культуры в контексте рассмотрения «арктической проблемы»;
  • создание банка данных информации - публикаций в западных и отечественных масс-медиа, в научных и других изданиях с целью использования ее в системе государственного менеджмента и бизнеса;
  • обеспечение постоянных публикаций о работе российских арктических экспедиций, их взаимодействии с экспедициями других стран;
  • организацию информационно-аналитических публикаций о роли России в современном освоении Арктики;
  • предоставление международному сообществу объективной информации и позиции Российской Федерации по вопросам освоения Арктики;
  • обеспечение оперативной реакции на дезинформацию или искажение фактов в рассмотрении «арктических проблем»;
  • оперативное информирование международных и российских масс-медиа по вопросам освоения Арктики и российского Севера в целом;
  • предоставление трибуны современным российским покорителям Арктики с целью освещения широкого спектра имеющихся проблем и путей их решения, популяризации и в определенной степени героизации работы людей по ее освоению;
  • создание постоянного цикла телевизионных передач, освещающих проблематику Арктики и ведущую роль России в данном регионе;
  • инициирование включения в школьные программы более углубленного изучения «арктических проблем». Совместно с Министерством образования РФ и специалистами по освоению Арктики разработать рекомендации по изучению в школах вопросов, связанных с освоением российского Севера.

Возможно также решение и других проблем, связанных с защитой государственных интересов Российской Федерации в Арктике. По нашему мнению, в нынешней сложившейся ситуации именно информационная составляющая может стать определяющей в вопросе раздела арктических территорий. Расширение пропаганды государственных интересов Российской Федерации по современным проблемам освоения Арктики как внутри России, так и за рубежом способно значительно усилить позиции Российской Федерации по данному вопросу. Очевидно, пришло время сместить вектор с традиционной защиты только лишь ресурсных интересов, лежащих в основе «арктического вопроса», к обеспечению решения более глобальных геополитических проблем в контексте мировых процессов глобализации в целом.

Услуги компании

  • Политические коммуникации
  • Бизнес-коммуникации
  • Кризисные коммуникации
  • Финансовые коммуникации
  • Лоббирование и взаимодействие с органами государственной власти
  • Социальные исследовательские проекты