Русский

«Миграционные процессы в Литве и Германии в контексте расширения Евросоюза на Восток»

Распад Советского Союза явился важнейшим фактором интенсификации современных миграционных процессов. Разрыв ранее существовавшей системы общественного производства, ряд гуманитарных изменений привели к тому, что миллионы людей вынуждены были искать работу и лучшей жизни в других странах.

Новый импульс миграционным процессам придало расширение Евросоюза на Восток. Особенно это касается прибалтийских стран и, прежде всего, Литвы.

После достижения суверенитета в 1990 году Литва столкнулась с усиленным, ранее неизвестным миграционным развитием. Главные потоки литовской миграции шли по нескольким направлениям. Часть населения покинула Литву, переехав в Россию, Беларусь и ряд других бывших союзных республик. Некоторые эмигранты вернулись назад в Литву, а также началась трудовая миграция в западные государства. Согласно официальным данным, количество покинувших Литву составляет около 400 тысяч, притом, что общее население Литвы составляет 3,3 миллиона человек. Это более чем каждый десятый житель страны в целом, или четвертая часть трудоспособного населения. Более того, проблемы народонаселения Литвы усугубляет и низкая рождаемость.

Первоначальные сложности становления литовской государственной независимости, ее кризисное экономическое положение, высокий уровень безработицы, а также личное желание людей повысить свой жизненный уровень посредством привлекательных возможностей трудоустройства на западе - вот те основные факторы мотивации поиска работы за рубежом для большей части мигрантов. С началом членства Литвы в Европейском Союзе в 2004 году и получением больших возможностей свободного передвижения, миграционный поток значительно увеличился. Хорошо известно, что оплата труда в западных странах ЕС в несколько раз выше, чем в Литве, поэтому западноевропейский рынок труда - реальная альтернатива местному, литовскому. Первоначально это имело положительный эффект для литовской экономики, поскольку валюта, заработанная за границей литовскими трудовыми мигрантами, в больших количествах направлялась на родину. В дальнейшем стали проявляться негативные последствия такого положения дел.

По мнению экспертов Международного института стратегических исследований «Vector», именно brain drain (утечка мозгов) нанес наиболее ощутимый удар по местному рынку трудовых ресурсов. Литовский экономический подъем последних лет объективно нуждается в инновациях и, соответственно, в высококвалифицированных трудовых ресурсах, которых становится все меньше и меньше на внутреннем рынке труда. Призывы правительства в адрес мигрантов вернуться домой малоэффективны. Более того, то, что литовские СМИ называют трудовых мигрантов «предателями Родины», не смягчает сложность общего положения дел.

Проблема миграции в настоящее время является актуальной не только для Литвы. Старые государства-члены ЕС также вынуждены адекватно реагировать на развитие миграционных процессов внутри Европы. В частности, государствам-членам ЕС до сих пор не удалось создать образ Европы, в которой снисходительно относятся к эмиграции. Здесь следует отметить, что в разных странах ЕС имеют место принципиальные отличия в отношении миграционной политики. Открытие границ на Востоке не привело к одновременному открытию рынков труда. Доступ к ним строго регламентируется, в том числе и для граждан новых государств-членов Евросоюза. В то время как Соединённое Королевство, Ирландия и Швеция открыли свои «ворота» для трудовых мигрантов из средне- и восточноевропейских стран1, свободный доступ к рабочему рынку в остальных европейский государствах запрещён правилами переходного периода. Именно этим объясняется тот факт, что литовцы с 2004 года предпочитают уезжать на заработки именно в Великобританию и Ирландию, где они задействованы преимущественно в малоквалифицированных отраслях, в том числе подсобными рабочими на стройках, помощниками по уборке урожая, специалистами по чистке и потрошению рыбы, и т.д.

Германский рынок труда является одним из наиболее емких в ЕС. В то же время Германия относится к тем странам, которые в значительной степени блокируют свободу перемещения трудовым мигрантам, в том числе, и гражданам стран-членов ЕС. В Германии полная свобода перемещения гражданам стран ЕС-82 начнёт действовать лишь с 2011 года, как и предусматривалось Римскими Договорами 1957 года. Изменения в восточно-западных миграционных процессах вызывают, прежде всего, опасения в том, что малопритязательные к размерам оплаты труда рабочие с Востока переполнят германский рынок труда, и тем самым спровоцируют демпинг зарплат, а также осложнят проблему безработицы. Несмотря на это, недавнее решение Федерального правительства Германии предоставляет ученым и особо высококвалифицированным работникам из новых стран ЕС возможность свободного доступа к германскому рынку труда уже с 1 января 2009 года. Это связано с недостатком специалистов в стране и является продолжением прежнего политического курса, касающегося трудовой миграции, ориентированного на привлечение высококвалифицированным трудовых ресурсов извне. Доступность легальных рабочих мест, требующих использования низкоквалифицированных трудовых мигрантов, либо людей без должного уровня образования, или крайне ограничена, или абсолютно запрещёна. Существует порядок, на основании которого прежде чем выдаётся разрешение для так называемых "занятий, не требующих особенной квалификации"3 для иностранных трудовых мигрантов, компетентными службами осуществляется проверка на предмет возможности выполнения данных работ за счет использования внутренних трудовых ресурсов. Кроме сезонной работы для низкоквалифицированного гастарбайтера с Востока, и в частности из Литвы, остаётся один лишь путь – «путь в нелегальность», а с ним и неизбежный круговорот зависимости и эксплуатации вне рамок трудового права и государственного контроля.

Между тем, в Германии выкристаллизовываются первые амбивалентные последствия внутриевропейского миграционного движения, начавшегося с 2004 года. По результатам анализа, проведённого Федеральным агентством труда (Bundesagentur fur Arbeit), миграционные процессы принесли "значительную прибыль для немецкой экономики"4. Институт исследований рынка труда (Institut fur Arbeitsmarkt- und Berufsforschung), установил, что это привело к высокой прибыли в области внешней торговли. Опасения в отношении снижения уровня оплаты труда не оправдались, как и не оправдались ожидания возможного резкого увеличения количества трудовых мигрантов. Проводимые ранее исследования прогнозировали прирост мигрантов в пределах 180.000 - 280.000 человек в 2004/2005 годах. Эти показатели явились преувеличенными. В действительности, в Германию иммигрировали 36.000 человек в 2004 году и 63.000 в 2005. При помощи нескольких моделей были сформулированы сценарии развития таких процессов в будущем. Они показывают, что и при безограниченной свободе передвижения трудовых мигрантов, валовой национальный продукт, а также рабочий коэффициент повысятся. В то же время прирост заработной платы и уровень безработицы несколько снизятся5.

Следует обратить внимание и на то, что трудовая мобильность – это не то же самое, что эмиграция, особенно относительно мотивации. Так, согласно данным опроса Института исследований рынка и общественного мнения, в частности, в той же Литве, лишь 1,3% литовцев видят в эмиграции положительные аспекты, в то время как 92% респондентов подтверждают готовность к временной трудовой мобильности6. На практике в Европе до настоящего времени скептически относятся к культурному плюрализму в транснациональном пространстве. Поэтому "эмиграция" в общественном мнении продолжает вызывать неприятные ассоциации, в то время как "мобильность" ассоциируется с наличием шанса для поднятия уровня индивидуального образования и благосостояния.

Трудовую мобильность и эмиграцию нельзя рассматривать лишь в экономическом контексте. Эти явления оказывают значительное влияние на культурные и социально-структурные трансформации внутри европейского сообщества. Называют ли литовские эмигранты своих детей английскими именами, основывают ли литовские школы в Испании, - в любом случае, интеграция внутри Европы приобретает новые измерения, влияние которых на коллективные образцы идентификации пока ещё не обозримы.

Какие действия необходимо предпринять в ситуации реальной нехватки рабочих сил и в тоже время неравномерной восточно-западной миграции? Литва в такой ситуации вынуждена повышать свой образовательный и жизненный уровень, приближая его к западным стандартам. В противном случае, ей останется лишь привлекать рабочих из более бедных восточных стран. Но и Литва в данной связи преследует свою собственную иммиграционную политику. В частности, чтобы получить литовское гражданство, необходимо иметь безограниченный вид на проживание, минимум десятилетнее пребывание на территории Литвы, дать клятву верности литовскому государству, сдать языковой и конституционный тесты, а также иметь возможность самостоятельно зарабатывать на проживание7. Вероятно, такие процедурные особенности принятия литовского гражданства будут изменяться, приближаясь к европейским стандартам и с учетом роста дефицита собственных трудовых ресурсов.

Эксперты МИСИ «Vector» считают, что в целом, рассматривая миграционные процессы в странах Евросоюза на примере Литвы и Германии, следует отметить их многоплановость и незавершенность с точки зрения научно обоснованного и правового регулирования. Настоящая европейская интеграция нуждается в новых формах ассоциативной и интегративной политики, которая не ограничивает трудовую миграцию, а, напротив, рационализаторски содействует ей.

Очевидно, что «новое Европейское переселение» станет одной из главных проблем развития современной Европы, что потребует его тщательного изучения и регулирования на соответствующих принципах права, морали и традиционных устоев образа жизни местного населения



1. в Великобритании это не распространяется на граждан Болгарии и Румынии, URL : http://www.cesifo-group.de/portal/page/portal/ifoContent/N/publ/Zeitschriften/zs-ifodr/ZS-IFODR-container/IFO_DRESDEN_BERICHTET_2007/ifodb_2007_5_38_44.pdf (15.07.2008)
2. среднеевропейские и восточноевропейские страны, которые стали членами ЕС в 2004 году
3. URL: http://www.frankfurt-main.ihk.de/recht/themen/arbeitsrecht/beschaeftigung_auslaendischer_arbeitnehmer/index.html (15.07.2008)
4. URL: http://doku.iab.de/kurzber/2007/kb0607.pdf (16.07.2008)
5. URL: http://doku.iab.de/kurzber/2007/kb0607.pdf (16.07.2008)
6. URL : http://www.focus-migration.de/typo3_upload/groups/3/focus_Migration_Publikationen/Laenderprofile/LP_07_Litauen.pdf (16.07.2008)
7. URL : http://www.focus-migration.de/typo3_upload/groups/3/focus_Migration_Publikationen/Laenderprofile/LP_07_Litauen.pdf (16.07.2008)

Услуги компании

  • Политические коммуникации
  • Бизнес-коммуникации
  • Кризисные коммуникации
  • Финансовые коммуникации
  • Лоббирование и взаимодействие с органами государственной власти
  • Социальные исследовательские проекты