Русский

«РОССИЯ - ПУТЬ К БЫЛОМУ ВЕЛИЧИЮ»

«Два Рима падома,
а третий стоит,
а четвертому не быти».
(старец игумен Филофей,
начало ХVI века)




В начале ХVI века псковский игумен Филофей обосновал теорию о «Москве как третьем Риме». Старец говорил об объективной закономерности возвышения Москвы. После падения языческого Рима, а затем Константинополя - «второго Рима», - говорил он, - Москва становится «третьим Римом», который будет стоять вечно. И Русь будет символом справедливости и величием духа.

«Третий Рим», или Россия, обречен быть носителем принципа справедливости в формуле «любви к ближнему». Именно в этой формуле изложены истоки русской идеи и русской ментальности. По мнению старца Филофея и его последователей - это единственный путь спасения себя и других, государства и даже всего мира. Россия уже пошла по этому пути, о чем свидетельствует ее тысячелетняя история.

Почему именно Россия обречена идти этим путем, понимая под ней целую цивилизацию, независимую от этнических особенностей россиян. Вопрос сложный и простой. Сложный, -поскольку это ее судьба. А простой - потому что возглавить путь спасения, определенный Новым Заветом, некому. Еврейский народ еще не принял Христа, он остался в плену ветхозаветных законов, трансформировавшихся в законы рынка и денег. Латинская (Западная), а затем Протестантская цивилизации пошли путем приспособления божественных истин к реалиям жизни, комфортизации веры, ее духовных основ, что привело, в последующем, к проявлениям современного аморализма. Философски глубокие идеи Пророка Мухаммеда сыграли свою важную роль в преодолении языческой дикости племен Аравийской пустыни и как инструмент безальтернативной социальной детерминации. И лишь немногие народы, а среди них - Великая Русь, осталась верна изначальным принципам истинного Божественного Откровения. Откровения как критерия. Православие в западной традиции называют «ортодоксальным». Действительно, оно ортодоксально в том смысле, что предполагает жизнь людей сообразовывать с вечными общечеловеческими ценностями, а не наоборот. Православная любовь, в отличие от ее понимания другими конфессиями и философскими системами, стремится остаться абсолютно тождественной изначальным истинам. Именно в этой формуле изложены, на наш взгляд, истоки русской идеи и русской ментальности. Несмотря на христианскую ангажированность, приоритет морали, духовные принципы российской жизни разделяются многими народами, живущими на Руси, делают эту страну необычайно самобытной, неповторимой и приемлемой для всех проживающих здесь людей.

Вся история Руси - стремление поиска пути справедливости. Еще в 1079 году, в «Повести временных лет», подчеркивалось, «Зачем губим русскую землю, сами на себя ссоры навлекая?.. Да с этих пор объединимся чистосердечно и будем охранять русскую землю…» Обратите внимание, автор «Повести…» говорит именно о «чистосердечности». Аналогичный мотив имеет место и в «Слове о полку Игореве», «Задонщине» и в других древнерусских источниках. Эта тема ярко отражена и Афанасием Никитиным. В замечательном памятнике русской письменности ХV века «Хождение за три моря» речь прежде всего идет о поиске тверским купцом не столько товаров, а справедливой жизни вне Руси. Необычайно интересный один из выводов автора, сделанный после того, как он побывал во многих странах. «А Русскую землю Бог да сохранит!… На этом свете нет страны подобной ей… Да устроится Русская земля и будет в ней справедливость». Идею справедливости вынашивали и искали на Руси повсеместно, идя даже за нее на смуты. Вспомним хотя бы крупнейшие крестьянские восстания под предводительством Ивана Болотникова, Степана Разина, Емельяна Пугачева. «Русь святая»,- был для наших предков не просто лозунг. Это был всеобщий критерий бытия, определявший особенности и отличие России от других стран. Современные критики истории русского народа указывают на якобы неспособность русского человека к активной предпринимательской деятельности, склонности к лени и т.д. Неверно это. Русская ментальность определялась не «предпринимательством», поиском путей обогащения, денег. А следованию именно в контексте идеи справедливости, поиска нравственной истины. Этим, видимо, и объясняется то, что мы обогатили человечество великими идеями, открытиями, наукой, культурой, литературой, искусством, но в тоже время, торговать так и не научились. И работать на продажу, на «рынок», несмотря на его внешнюю привлекательность, в том числе. Это объясняется, на наш взгляд, очень просто. «Не можете служить Богу и мамоне (богатству) одновременно», - говорится в Евангелии от Матфея. Русь из дихотомии кому служить: Богу или деньгам - избрала первое. Русский народ избрал себе путь, по которому шел тысячелетиями - служения именно Богу. Понимая под Богом приоритеты нравственного Закона, Закона совести и справедливости. И в этом его уникальность и сила.

Показательны в данном отношении особенности войн, в которых участвовала Россия. Наполеон, к примеру, пришел к нам, разорив пол-России и сжег до тла Москву. Русские войска, с громадными потерями, силой невиданного героизма, освободили от захватчиков себя и порабощенную Европу, взяли Париж. Все ждали мести. Но ее не последовало. Более того, изумленные французы были свидетелями того, что русские «оккупанты» пришли с миром и первым делом что сделали - сказали: «живите по справедливости и в мире». Этим был нанесен такой удар по французской ментальности, духовным традициям, что последствия сказываются до настоящего времени. Наполеон приходил уничтожить Россию. Он принес ей неисчислимые беды и страдания, а она пожелала Франции мира и справедливости. Если, «Кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую», - говорится в главной духовной Конституции Руси - Евангелии. Отвечать на зло местью Православная Русь не могла в принципе, тогда была бы это уже не «Святая Русь». Такая духовная традиция образа жизни россиян сохранилась и до наших дней. Типичный пример из прошлой Великой Отечественной войны. Одним из первых приказов маршала Жукова в поверженном Берлине был предельно лаконично русским - немедленно накормить немецких детей и максимально обеспечить необходимым гражданское население. Загадочная «русская душа» была неоднократно обречена спасать Европу и мир от орд Батыя, восточных и северных завоевателей, наконец, гитлеровского фашизма. При этом, спасая других, сама навлекала на себя разруху и страдания. Однако, физические невзгоды на Руси никогда не умаляли, а скорее, наоборот, укрепляли дух народа. Русь традиционно несла свой крест свято и без ропота.

Особый период в жизни Руси – советский. Здесь было все. И великие испытания, трагедии и не менее великий героизм и свершения. Началом советского периода явилась Октябрьская революция, которая была действительно Великой. Великой потому, что это не только переворот в Петербурге. Главные идеи революции: свобода, равенство, братство, мир, земля, соборность, а главное - справедливость, были особо близки России. Страна уже не могла пойти за Царем. Который к тому же, под влиянием и требованием масонства отрекся от Престола. Россия не могла пойти и за самими масонами-демократами Временного правительства. Их идеи были ей чужды. Россия пошла за большевиками, которые по сути, в специфическом виде материализовали идеи Руси как «Третьего Рима». И в этой связи своего рода богоизбранности. Здесь, скорее, победила вера, а не разум. М. Булгаков не без основания считал, что Россия была обречена на коммунизм. Построение социализма в отдельно взятой стране есть не что иное, повторим, как созвучие строительства «третьего Рима». При этом, исходные духовные принципы являлись также предельно созвучными. Моральный Кодекс строителя коммунизма - это почти плагиат заповедей Моисея и Нагорной проповеди Иисуса Христа. Более того, советский народ развивался в контексте героических побед и успехов. Хотя они и давались с необычайным трудом и жестокостью. Но русский народ верил в справедливость строительства нового общества как «Царства небесного на земле». Суть определялась этим, хотя риторика была специфична времени. Народ верил и страдал. Стоически переносил лишения, потому что веками жил и формировался на принципах, что спасется тот, кто преодолеет страдания. Безгранично верил, потому что «блажен тот, кто верует». По другому духовная русская цивилизация развиваться не могла в принципе. Мало кто понимал, что такое социализм и коммунизм как теория в советское время, как еще меньше понимает и сейчас. Но то, что под этим давался простор развитию традиционной российской ментальности, это факт. Более того, в решающие минуты советской истории власть всегда прямо обращалась к великим нравственным традициям своих граждан. Вспомним хотя бы первое с начала Великой Отечественной войны выступление Сталина с Обращением к народу как «братьям и сестрам» с призывом, прежде всего, духовного единения для отпора агрессору. В частности, один из православных митрополитов здесь, у нас, в Крыму обосновал идею, что именно после этих слов победа народа в той войне становилась неизбежной.

В современной отечественной и зарубежной литературе в последнее время появились сотни монографий и статей, обосновывающих распад Советского Союза как якобы закономерного процесса, проявлением объективной исторической необходимости. Не все здесь правда. Великая Русь, или Советский Союз пал, прежде всего, вследствие подлого заговора извне и предательства большинства правящей элиты того времени внутри страны. Враги России, особенно после ее героических побед в Великой Отечественной войне, убедились, что физически такой народ победить невозможно. Курс был взят «на поражение» в другом. Такой народ уничтожить можно, разложив духовно, лишив его нравственной опоры, многовековых ментальных принципов. В известной американской доктрине Аллена Даллеса речь шла о том, что необходимо, цитируем: «бросить все, что имеется. Все золото, всю материальную мощь на оболванивание и одурачивание русских людей… Посеяв там хаос, мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим их в эти фальшивые ценности верить… Эпизод за эпизодом будет разыгрываться грандиозная по своим масштабам трагедия гибели самого непокорного на земле народа, окончательное необратимое угасание его самосознания. Мы будем насаждать и внедрять в человеческое сознание культ секса, насилия, садизма, предательства… Будем вырывать духовные корни, будем опошлять и уничтожать основы народной духовности». Прошло время. В 1994 году один из лидеров США Бейкер, выступая с докладом перед Конгрессом США, сказал: «Мы истратили триллионы долларов за последние сорок лет, чтобы одержать победу в «холодной войне» против СССР. В итоге с великим народом сделано то, о чем мечтали его враги». Более того, самый решающий удар по России в «холодной войне» был нанесен не извне. А предательством изнутри. Иуда, служа сатане, за «тридцать сребреников» предал не только Христа, но он же в другом обличье, в наше время, предал и свою родину, Россию. Приведем, в этой связи, откровения последнего генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева, высказанное им в Американском университете в Турции в 1999 году. Цитируем: «Целью всей моей жизни было уничтожение коммунизма. Именно для достижения этой цели, я использовал свое положение в партии и стране… А для ее достижения я должен был заменить все руководство КПСС и СССР. , а также руководство во всех социалистических странах… Мне удалось найти сподвижников в реализации этой цели. Среди них особое место занимает А.Н. Яковлев и Э.А. Шеварднадзе, заслуги которых, в нашем общем деле просто неоценимы…» Это высказывание ставит все на свои места. Партию, которая не просто была правящей, но состояла из миллионов людей, в совокупности которые составляли политический и нравственный эстеблишмент страны предали лидеры. Подло предали, в свою очередь, и народ, страну. Внешняя и внутренняя реакция сомкнулись. Произошел государственный переворот 1991 года. Великую Россию нельзя было поставить на колени силой. Ее пленили духовно. Путем обмана и предательства. Все остальное вторично, несравнимо проще... Сейчас Россия тяжело ранена. Излечение идет сложно, с рецидивами. Враги ее, многие из которых называют себя «демократами», «добивают» страну изнутри, продолжают иудино дело. Страна разделена на несколько удельных, беспомощных княжеств почти феодального типа, называющими себя «независимыми государствами», экономика которых разрушена. Молодежь методически развращают прелестями блуда, разнузданности, ТВ-насилием и фактическим отсутствием перспективы в жизни.

Но полностью ли повержена Великая Русь? Есть ли спасение? Где тот критерий справедливости, который веками определял вектор направленности развития этой Великой страны? И что же с идеей великого старца игумена Филофея о Москве, как третьем Риме? Неужели все это сказки? Это далеко не все вопросы, которые стоят сейчас перед каждым, кто причисляет себя к русской цивилизации. Многие из людей, утомленные происшедшим, смиренно умирают, миллионами. Другие находятся во власти так называемой «демократии», - являясь пленниками и янычарами системы. И еще некоторые пытаются думать, искать… Но где тот ответ спасения? А ответ спасения, скорее всего, не такой и сложный. Он в нас самих, наших многовековых корнях и традициях.

Прежде всего, формула спасения обусловлена совестью каждого.

Историческая особенность русского народа в том, повторим, что это духовный народ. Душа его сейчас изранена, измотана, запачкана. Но не может быть убита полностью. Душа вечна. Пока существует народ, будут существовать и извечные его духовные, нравственные принципы жизни. А следовательно, необходимо найти силы выстрадать, преодолеть дурман «демократических перемен». Наша отечественная история свидетельствует о двух путях очищения от скверны насаждаемой агрессором. Первый - снизу, путь к истине очищения должен пройти через каждого, кто стремится к спасению себя и своей цивилизации. Это очень трудный путь, но альтернативы ему нет. Дорога к храму проходит через совесть. А совесть на Руси - один из критериев жизни. Ее обойти, либо игнорировать здесь абсолютно невозможно. Путь сверху - это путь духовной терапии для слабых, но стремящихся к спасению. Это путь духовной диктатуры. Именно духовная диктатура во имя спасения себя, своих потомков, отечественных ценностей и традиций. Речь идет об одном. Нас постепенно уничтожают. Очевидно, что необходимо предпринимать адекватные формы защиты. И главное, с агрессией и насилием мы справимся только тогда, когда противопоставим противнику свои вечные ценности, которые лежат в основе тысячелетней истории нашего народа. Практическая сторона такой диктатуры может быть различной. Но начинать необходимо, вероятно, с малого. По крайней мере, кто же будет сейчас против категорического запрета тиражирования в масс-медиа порока, зла и насилия…? Прекращение обучения детей в школе, студентов в вузах на фактах лжи и дезинформации истории, в частности. Необходимо вернуться к истокам отечественной ментальности, к пониманию справедливости как универсального принципа жизни. Не рынок спасет Россию. Безальтернативное следование идеи вступления страны в рыночное хозяйство - есть ничто иное как попытка продать Русь на мировом базаре язычников, законников и ее врагов в целом. Россию спасет то, что спасало всегда - укрепление нравственных основ жизни, духовное Возрождение. «Не убий», «не укради», «не прелюбодействуй», «не лжесвидетельствуй», «возлюби ближнего как себя самого» и т.д. Это не только нравственные ценности Православия. Но и общечеловеческие ценности, которые позволяют всем народам, населяющим Россию найти или возродить свою нравственную формулу и особенность самоопределения. Введение диктатуры Совести по существу и есть, на наш взгляд, реализация известного критерия справедливости в современных условиях. Навязываемому России духовному рабству может быть противопоставлена только духовная свобода. Свобода как осознанная необходимость вернуться на испоконвечные пути своего духовного развития. На путь «третьего Рима». Россия может быть только Великой, или никакой. И прежде всего, духовно Великой.

Второе. Наряду с Возрождением духовным, в органической связи она должна стать на путь развития наиболее адекватных, атрибутивно ей присущих институций общественной жизни. Великая Русь сейчас поделена на мелкие удельные княжества, гибнущие в своем социальном бессилии. Враги России, членившие ее во время смуты, антигосударственного переворота 1991 года, добивались не только ее моральной деградации. Нравственный критерий «холодной войны» являлся лишь средством для достижения цели «мамоны» - определяющей сущность западной цивилизации. Россию членили, чтобы по частям было удобнее ее грабить, изымать неисчислимые материальные богатства. Еще в 1972 году группой специалистов Массачусетского технологического института был подготовлен знаменитый доклад под названием «Пределы роста», в котором доказывается, что к середине ХХI века сырьевые ресурсы Земли, особенно, невосполняемые, будут исчерпаны. То, что мир на грани планетарной катастрофы, неоднократно определялось «Римским клубом», соответствующими другими международными организациями, включая ООН, а также широкими слоями научной общественности. Имеется лишь один регион в мире, являющийся лидером сырьевой самодостаточности - территория бывшего Советского Союза. По разным источникам в настоящее время только одна Российская Федерация обладает половиной основных сырьевых запасов человечества. Руськие земли - уникальный регион не только духовно, но и материально. Здесь есть все. Вот за это богатство, за эти материальные ценности и ведется яростная борьба вокруг нас. А если посмотреть вглубь истории, то и все мировые войны этого столетия велись именно за доступ к нашим отечественным богатствам. Настоящее время не является исключением, с разницей, что так называемые «передовые демократические страны», как хищники над добычею, уже поглощают, делят награбленное на фоне «угасания самосознания самого непокорного в мире народа». Есть ли этому альтернатива? Убеждены, что есть. Где она? Она также определена нашим богатым историческим прошлым, заповедями предков, опытом возвышения и падения нашего Отечества.

На всем протяжении своего развития Русь сильна была тогда, когда была единой, сплоченной. Ссорились удельные князья, делили руськую Землю - беда приходила ко всем. Так было всегда. Об этом особо шла речь в, уже отмеченной нами, знаменитой «Повести временных лет», в которой содержится идея о пользе объединения руських земель, об исконном единстве славянских народов, о необходимости усиления государственной власти для установления порядка, особо отчетливо звучит призыв прекратить княжеские усобицы, ведущие страну к разорению и гибели. Мотивы «Повести…» красной нитью пролегли через всю нашу отечественную историю. Только единство руських народов обеспечило победу на Куликовом поле, только такое же единство легло в основу отражения агрессора под Полтавой, под Бородино, в битвах Великой Отечественной войны. В настоящее время нас насильно разъединяют с тем, чтобы мы были слабыми. Но нам-то нужно все наоборот. Только совместно в единстве всех руських и других братских народов можно преодолеть демократическую агрессию внутри и извне. Альтернативы этому также нет. В свое время «Слово о полку Игореве» определило главную политическую задачу той эпохи - призыв удельным князьям к единению перед нашествием монголов. Время подтвердило правильность «Слова…». В настоящее время задача стоит еще более сложная. Идея единения необходима уже не для того, чтобы отразить агрессора. А для того, чтобы преодолеть уже реальные последствия этой агрессии, не дать врагу окончательно сделать из страны просто территорию его обогащения. А русский народ превратить из великого в раба.

Таким образом, путь России к былому величеству будет, скорее всего, трудным и длительным. Но другого пути тому, что когда-то предсказал старец Филофей, нет. Либо Россия станет «третьим Римом», либо обречена на погибель. Чтобы возродиться России Великой, на наш взгляд, ей необходимо, по крайней мере, решить две задачи. Это возвратиться к своим духовным истокам и собрать свои земли и людей, живущих на них, воедино, чтобы сильными быть духовно и крепкими материально. Только так, на наш взгляд, можно преодолеть состояние нынешней «демократической разрухи».



Великий русский поэт Ф.И. Тютчев писал:
«Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать -
В Россию можно только верить».


Верим, что судьба России не только в былом, но и в будущем ее величии, как и утверждал когда-то знаменитый псковский старец игумен Филофей. И о чем свидетельствует вся ее тысячелетняя героическая история. Русь воистину достойна этого!

Услуги компании

  • Политические коммуникации
  • Бизнес-коммуникации
  • Кризисные коммуникации
  • Финансовые коммуникации
  • Лоббирование и взаимодействие с органами государственной власти
  • Социальные исследовательские проекты