Русский

«Государственно-политическая идентификация населения Крыма в решениях референдумов»

Во время своего пребывания в Крыму, 10-11 мая, по случаю празднования 225-летия Черноморского Флота РФ, мэр Москвы Ю.Лужков заявил, что Россия вправе ставить вопрос о государственной принадлежности Севастополя. Украинской стороной это было расценено как посягательство на территориальную целостность Украины. В данной связи Международный Институт Стратегических Исследований «Vector» проанализировал документы, определяющие правовые нормы государственно-правовой идентификации Крыма и Севастополя за последние десятилетия в контексте результатов проведенных в регионе референдумов.

Известно, что референдум — один из важнейших институтов демократического общества. Это прямое обращение к избирателям для окончательного решения какого-либо законодательного или иного внутри- или внешнеполитического вопроса. Принятое путём референдума решение считается решением народа и его юридическая сила выше юридической силы законов, принятых парламентом, и в высшей степени обладает морально обязывающей силой. Власти в демократическом государстве обычно считаются с выраженным таким образом мнением и проводят его в жизнь. Неукоснительное осуществление результатов референдумов — один из главных критериев правового общества.
С начала 1991 года в Крыму состоялись ряд референдумов: общекрымский, всесоюзный, всеукраинские. Учитывая, что все эти референдумы признаны легитимными, особый интерес вызывает вопрос о воплощении в жизнь их результатов. Полагаем, что это норма не только права, но и
 нравственности во взаимоотношениях государства и общества.

20 января 1991 года именно в Крыму, состоялся первый в истории СССР референдум. В нём приняли участие 81,3 % избирателей. На вопрос: „Вы за воссоздание Крымской Автономной Советской Социалистической республики как субъекта Союза ССР и участника Союзного договора?” положительно ответили 1 343 855 человек (93,26 %). Историческая значимость данного референдума состоит в том, что это была первая попытка решить судьбу Крыма, основываясь не на позиции „верхов”, а на волеизъявлении самих его жителей. Референдум был признан правомочным. На основе его результатов Верховный Совет Украинской ССР вынужден был принять решение о восстановлении Крымской АССР. 
Однако восстановление автономии было не единственным, о чём на референдуме заявило население полуострова. Крымчане проголосовали на референдуме и за то, чтобы Крым стал участником нового Союзного договора, что не было реализовано. 

17 марта 1991 года, в соответствии с решением IV Съезда Народных Депутатов, в СССР вслед за крымским, проводился уже Всесоюзный референдум. На всеобщее голосование был вынесен вопрос: „Считаете ли вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических республик как обновлённой федерации равноправных суверенных республик, в котором в полной мере гарантированы права и свободы человека любой национальности?”. В референдуме приняли участие 80 % избирателей страны. Из них „Да” ответили 76,4 %. В том числе по Украине: приняли участие 83,5 %, за сохранение Союза проголосовали 70,2 %. В Крыму (без г.Севастополя) высказались „За” 1 085 570 человек (87,6 %) из 1 239 092 (79,3 %), принявших участие в голосовании. В Севастополе также подавляющее большинство людей проголосовало за сохранение Советского Союза. Таким образом, население Украины, Крыма и Севастополя высказались за сохранение страны, в которой они жили. Решение данного референдума никто не отменял и не мог отменить, но оно не стало правовой нормой для властей.
1 декабря 1991 года на Украине проводился референдум с вопросом: „Подтверждаете ли Вы Акт провозглашения независимости Украины?”. Жители Украины ответили: „Да” — 90,32 % из 84,18 % принявших участие в голосовании. В Крыму в референдуме приняли участие 62 % от граждан, внесённых в списки. За Акт провозглашения независимости Украины проголосовали 54 %, с учетом принявших участие в голосовании отдыхающих и курортников, многочисленных военнослужащих. Две третьих крымских избирателей (973.653 человек) либо голосовали «против», либо участие в референдуме не принимали. 

В связи с правовым спором, продолжающимся вокруг результатов референдума 1 декабря 1991 года, следует отметить, что проводился он тогда, когда фактически и юридически существовало государство СССР и сохранялось его правовое поле. Следовательно, легитимными могут считаться только решения и действия в рамках существовавших законов. А из этого факта вытекает, что выход любой союзной республики из состава СССР должен был осуществляться только в соответствии с Законом СССР от 3 апреля 1990 года „О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР”. 

В статье 3 указанного Закона определено: „В союзной республике, имеющей в своём составе автономные республики, автономные области и автономные округа, референдум проводится отдельно по каждой автономии”. Там же установлено: „В союзной республике, на территории которой имеются места компактного проживания национальных групп, составляющих большинство населения данной местности, при определении итогов референдума результаты голосования по этим местностям учитываются отдельно”. 
В статье 6 Закона говорится, что решение о выходе союзной республики из СССР считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей граждан СССР, постоянно проживающих на территории республики.

Частью 7 статьи 17 Закона предусмотрено, что в случае выхода республики из состава СССР должен быть согласован статус территорий, не принадлежавших выходящей республике на момент её вхождения в состав СССР.

Все эти правовые нормы союзного Закона, как и многие другие, были грубо проигнорированы властями Украины.
После Беловежского соглашения и развала СССР в Крыму было инициировано проведение еще одного референдума. В соответствии с действующим законодательством на то время были собраны сотни тысяч подписей за проведение нового крымского референдума по вопросу:
„Принимая во внимание неправомерность актов 1954 года о передаче Крыма из Состава РСФСР в состав УССР, учитывая волю народа Крыма, выраженную на общекрымском референдуме 20 января 1991 года, и в связи с результатами голосования Крыма по вопросу общеукраинского референдума 1 декабря 1991 года Вы за независимую Республику Крым в Союзе с другими государствами?”.

Однако на проведение такого референдума был незаконно объявлен бессрочный мораторий, что фактически запретило его проведение. В результате, правовой нигилизм украинских политиков привёл к длительному, многолетнему противостоянию Крыма и Украины, многим правовым коллизиям.

26 июня 1994 года был проведен всеобщий опрос и в Севастополе о статусе города. 90 % населения города высказалось за российский статус города. На основе этого Севастопольский городской Совет народных депутатов 23 августа 1994 года принял постановление: „1.Признать российский правовой статус города Севастополя. 2. Подтвердить принципиальную позицию городского Совета о Севастополе как главной базы Черноморского Флота Российской Федерации, выраженную во всех ранее принятых решениях городского Совета XXI и XXII созыва”. 
В обращении Севастопольского городского Совета народных депутатов к руководству России и Украины говорится, что „Де-юре город Севастополь и по ныне часть Российской Федерации, так как при передаче в 1954 году Крымской области из состава России в состав Украины Постановление 1948 года о статусе города Севастополя не отменялось, а последующее распространение юрисдикции Украины на город Севастополь принято в одностороннем порядке….”

Таким образом, нами рассмотрены результаты референдумов, проведенных в Крыму, начиная с 1991 года. Мнения граждан, высказанные на них, в подавляющем большинстве, властями проигнорировано. В данной связи заявление мэра Москвы Ю.Лужкова о том, что вопросы о статусе Севастополя необходимо перевести в правовую плоскость, поскольку они не урегулированы, небезосновательны.
МИСИ «Vector» считает, что межгосударственные территориальные проблемы должны решаться исключительно правовым путем, с обязательным учетом общественного мнения местного населения и исторических особенностей развития спорных регионов. 
Инициативы Ю.Лужкова, высказанные на праздновании 225-летия Черноморского Флота Российской Федерации, отвечают интересам как украинского, так и российского народов, поскольку способствуют разрешению реально существующих проблем в политико-государственной идентификации Севастополя и Крыма, о чем убедительно свидетельствуют и результаты рассмотренных нами референдумов.

Услуги компании

  • Политические коммуникации
  • Бизнес-коммуникации
  • Кризисные коммуникации
  • Финансовые коммуникации
  • Лоббирование и взаимодействие с органами государственной власти
  • Социальные исследовательские проекты