Русский

«КЫРГЫЗСТАН: ВЕКТОР ГРЯДУЩИХ ПЕРЕМЕН»

В статье представлен краткий анализ проведенный экспертами МИСИ «Vector» социально-экономической и политической ситуации в Кыргызстане и обосновываются перспективы ближайшего развития этой страны.

НЕУСТОЙЧИВОЕ РАВНОВЕСИЕ

Ситуацию в Кыргызстане в настоящее время можно характеризовать как «неустойчивое равновесие, стремительно скатывающееся к тотальной дестабилизации». Это проявляется как в социально-экономической, политической, так и гуманитарной сферах жизни страны. 
Вторая половина 2007 года стала поистине триумфальной для нынешнего руководства республики. Курманбеку Бакиеву и его команде удалось укрепиться во власти. Существенным образом также удалось ликвидировать противостояние власти и оппозиции, длившееся больше двух лет – со времен «Тюльпановой» революции. Способы, какими это было достигнуто, отличались стремительностью и откровенным манкированием законами. Досрочно был распущен парламент, приняты новые редакции Конституции и Кодекса о выборах, отвечающие интересам правящих элит. Кульминацией стало создание пропрезидентской партии «Ак Жол» и парламентские выборы 16 декабря, на которых новая партия власти одержала «Триумфальную победу», получив 71 место из 90. Оставшиеся мандаты были отданы так называемой конструктивной оппозиции – Партии коммунистов и социал-демократам. Жесткой оппозиции, объединившейся вокруг партии «Ата-Мекен», которая в наибольшей степени критикует нынешний курс руководства страны, депутатских мест не досталось. Представители этой партии до сих пор не признают итоги выборов, ссылаясь на отсутствие официально объявленных результатов и массовые нарушения накануне и в ходе голосования. В отличие от прежнего парламента, нынешний состав Жогорку Кенеша для кыргызстанского Белого дома является идеальным.

Полная подконтрольность исполнительной власти позволила руководству страны начать осуществление радикальных и откровенно непопулярных среди населения реформ. Все точки над «I» были расставлены 10 января 2008 года, когда Курманбек Бакиев выступил с посланием к парламенту и новому правительству. В нем глава государства фактически перечеркнул обещания, данные им после прихода к власти. Курс, который условно можно назвать «курсом Акаева», нашел свое продолжение в планах нынешнего руководства страны. В экономической сфере главный его элемент – полная и окончательная приватизация оставшихся объектов государственной собственности. В первую очередь, энергетики – последнего крупного «лакомого куска» экономики страны. 24 апреля парламент принял Национальную энергетическую программу на 2008 – 2010 годы и стратегию развития топливно-энергетического комплекса до 2025 года, согласно которым энергосектор почти полностью передается в частные руки. 

Власть уверяет народ в том, что реформирование явится процессом исключительно прозрачным и профессиональным, что ошибки, допущенные в ходе прошлых этапов приватизации, допускаться не будут. Однако многие эксперты сомневаются в этом, поскольку реформы будут проводить те же самые люди, которые фактически довели отрасль до цугундера неграмотной, а зачастую и откровенно вредительской для страны политикой. Результатом стал катастрофический износ оборудования и не менее катастрофические потери электроэнергии. Но самое тревожное то, что Кыргызстан столкнулся с энергетическим кризисом. Уровень воды в крупнейшем Токтогульском водохранилище опустился до критического уровня, что привело к введению масштабных ограничений на подачу электроэнергии. Постоянные веерные отключения стали нормой жизни кыргызстанцев. Такие изменения с неизбежностью приводят к разрушению «неустойчивого равновесия», углубления кризисной ситуации в стране в целом.

ПЕССИМИСТИЧЕСКИЙ СЦЕНАРИЙ РАЗВИТИЯ СТРАНЫ

По мнению экспертов МИСИ «Vector», в выигрыше от намеченных реформ будет небольшое количество приближенных к власти крупных собственников. А что же предпринимается в отношении других категорий граждан? Согласно задуманным (и уже начавшим осуществляться) преобразованиям, государство практически полностью «уходит» из социальной сферы. Если говорить более конкретно, то в самое ближайшее время правительство собирается провести решительную монетизацию льгот, сделать полностью платными высшее образование, медицину, и т.д. 

Прежде существующие государственные гарантии позволяли держаться «на плаву» социально уязвимым слоям (пенсионеры, безработные и т.д.). Отмена социальных льгот малоимущим чревата непредсказуемыми последствиями. Отдача социальных услуг на откуп рынку может обернуться гуманитарной катастрофой. Тем более, в нынешних условиях, когда рост цен на важнейшие продукты питания и услуги бьет все рекорды. После резкого скачка во второй половине 2007 года рост цен на время был замедлен, однако в настоящее время наблюдается второй виток ускоренной инфляции. 

Помимо существенного подорожания продуктов питания (особенно хлебобулочных изделий, мясомолочных продуктов, масла), жители Кыргызстана в ближайшие месяцы столкнутся с ростом цен на жилищно-коммунальные и транспортные услуги. Мало кто сомневается, что объявленный правительством ориентир на 12-14-процентную инфляцию в 2008 году выполнен не будет. Уже сейчас, еще до тотального подорожания товаров первой необходимости, власть устами министра экономического развития и торговли Акылбека Жапарова признает, что «тенденции и итоги первого квартала 2008 года таковы, что можно сказать: экономическая ситуация развивается по пессимистическому сценарию». 

Еще одна из сторон грядущего кризиса – невозможность руководства обеспечить продовольственную безопасность страны. За последние годы размеры посевных площадей неуклонно снижались (посевы пшеницы, составлявшие в 2001 году 478,5 тыс. га, в 2007-м уменьшились до 360,3 тыс. га). Равно как и урожаи продовольственных культур. Самостоятельно обеспечить себя зерном Кыргызстан уже не может, став полностью зависимым от мировых колебаний цен. Попытки властей (вернее, их имитация) как-то исправить ситуацию ни к чему не приводят. Фермеры разоряются, провозглашенный курс на кооперирование крестьян зашел в тупик, а больше 90 процентов сельскохозяйственной техники давно уже отработало все мыслимые и немыслимые сроки эксплуатации.

Принимая во внимание то, что рост цен на отдельные виды товаров и услуг (например, отопление) составит 100 и более процентов, не нужно быть большим специалистом, чтобы понять: этот год будет отмечен стремительным ухудшением жизненного уровня большей части населения Кыргызстана. Повышение зарплат бюджетникам и пенсионных выплат, которые обещает правительство проводить регулярно, не смогут компенсировать процесс обнищания граждан. В настоящее время уже больше половины жителей Кыргызстана находятся за чертой бедности, почти миллион выехал на заработки за пределы страны. В ближайшее же время произойдет размывание среднего слоя населения, о поддержке которого не устают твердить власти, и соответствующее расширение сектора бедности. 

Подобные процессы, естественно, сказываются на росте социальной напряженности. Активизация протестных настроений, пока стихийных и неоформленных, наблюдается уже сейчас. Не следует сомневаться, что их попытаются использовать и различные политические силы. 

ОППОЗИЦИОННЫЕ ДВИЖЕНИЯ В КЫРГЫЗСТАНЕ

Как известно, эти движения являются весьма специфическими. До сегодняшнего дня борьба между властью и оппозицией представляла собой преимущественно борьбу «за кресла». Это было противостояние личностей, а не идей и программ. Последние служили лишь прикрытием истинной цели – приобретения политического влияния и связанных с этим привилегий. Такие политические баталии зачастую накладывались на патриархально-родовую основу. Известно, многие партии в республике формируются не по идеологическим, а по клановым и региональным признакам. Кроме того, сама граница между властью и оппозицией была относительно условной. Прежде непримиримые лидеры протеста (достаточно вспомнить Атамбаева, Эшимканова, Карабекова) довольно легко меняли политические приоритеты и становились функционерами ранее жестко критикуемой государственной машины. 

Такое противостояние не идей, а личностей рано или поздно должно было привести к кризису оппозиционного движения в Кыргызстане. Свидетелями чего, мы, собственно, и являемся в настоящее время. Не получив места в парламенте, пережив «разброд и шатания», оппозиция сегодня лихорадочно ищет новые пути развития – варианты самоидентификации. Одним из результатов подобного поиска стало образование Общественного парламента. Большого влияния он пока не приобрел, по сути, оставаясь аморфным объединением разнородных политических сил. 

Вместе с тем, противники президента и его окружения получают шанс быстро и безболезненно укрепить свои позиции. С большой долей вероятности, преимущества получат те силы, которые «поднимут знамя» сопротивления непопулярным реформам и обнищанию населения. В таком случае стихийное недовольство масс приобретет оформленные, организованные черты, что может сильно осложнить положение властной верхушки и проведение ею запланированных реформ. 

Очевидно, это понимают и в рядах оппозиции, поскольку все свои заявления и действия в последние время она строит на протесте приватизации и передачи Казахстану иссык-кульских пансионатов и других участков территории страны. Это относится как к внепарламентской, так и к парламентской оппозиции. Вторая заметно усилила свою протестную риторику, что неудивительно: поддерживать власть, которая теряет последние запасы легитимности. Это смерти подобно. Политической смерти…

Сумбурной и малопродуманной остается и проводимая руководством республики внешняя политика. Заигрывание одновременно с двумя центрами силы (США и Запад в целом, с одной стороны; ШОС в лице России и Китая – с другой) вызывает недоумение как внутри Кыргызстана, так и за его пределами. Между тем, судя по всему, в окружении президента сильны элементы влияния, провоцирующие ухудшение отношений с Россией. Об этом свидетельствует и постоянное оттягивание решения вопроса по американской военной базе, и нагнетаемое «брожение» после ряда убийств кыргызских граждан в Москве, и реакция властей на недавний инцидент с военнослужащими российской авиабазы в Канте. 
Не стоит также недооценивать растущее влияние религиозного экстремизма. Несмотря на, казалось бы, драконовские меры со стороны правоохранительных органов, крупнейшая в Кыргызстане партия радикальных исламистов «Хизб ут-Тахрир» стремительно наращивает свое влияние и потенциал. Только за последние пять лет число ее активных сторонников возросло с 2 до 15 тысяч человек. Во многом рост членов экстремистских организаций вызван социальными причинами. В первую очередь, бедностью населения, особенно сельского, неустроенностью молодежи, безработицей, низким уровнем образования. Отчаявшись, люди ищут справедливости, и пополняют ряды религиозных общин. Не решая этих проблем, руководство страны пытается бороться с экстремистами превентивными методами – арестами и облавами, тем самым способствуя обратному – усилению влияния исламистов и радикализации их требований. 

Представленный выше краткий анализ проведенный экспертами МИСИ «Vector» социально-экономической и политической ситуации в Кыргызстане дает основание считать, что страна находится на грани системного кризиса. С большой долей вероятности, развиваться он будет (вернее, уже начал) по так называемой «цепной реакции». Экономические трудности приведут к дальнейшему обнищанию населения, что, в свою очередь, приведет к росту социальной напряженности. Это спровоцирует политическую дестабилизацию и будет способствовать развитию других метаморфоз в общественной жизни страны. 

Так или иначе, именно в настоящее время решается судьба Кыргызстана на ближайшие годы и, возможно даже, десятилетия.

Услуги компании

  • Политические коммуникации
  • Бизнес-коммуникации
  • Кризисные коммуникации
  • Финансовые коммуникации
  • Лоббирование и взаимодействие с органами государственной власти
  • Социальные исследовательские проекты