Русский

«Крым и Тюменская область как территории российско-украинского экономического сотрудничества»

Современные трансформационные процессы в мире требуют радикальных, научно обоснованных экономических преобразований не только в целом, но и в отдельных странах, в частности. Это в полной мере относится как к Украине, находящейся в глубоком экономическом кризисе, так и к России, вступившей на путь интенсификации общественного производства.

В рамках современного развития Украины и России выделяются два региона, которые особо являются инвестиционно привлекательными каждой из указанных стран. Для России– это Крым, а для Украины – богатая энергоресурсами – Тюменская область.

Автономная Республика Крым (АРК) – специфический анклав в составе Украины. В этом многонациональном крае проживает около 60 процентов этнически русского населения, доминирует русская культура, ментальность и соответствующие институты образа жизни. В течение последнего столетия экономика региона традиционно была интегрирована в российскую. В настоящее время в АРК - более четвертой части ведущих рекреационных объектов принадлежат российским резидентам. Большая часть приезжающих на отдых и лечение – это граждане России. Здесь дислоцируется Черноморский Флот РФ со своей инфраструктурой, имеются отдельные предприятия российской машиностроительной промышленности, подавляющее большинство энергоносителей также поступает из России. В то же время, Автономная Республика Крым не в полной мере использует свой инвестиционный потенциал. Более того, Крым так и не смог выйти из состояния глубокого экономического кризиса, возникшего еще в начале 90-х годов прошлого века. Промышленное производство за это время сократилось более чем на 90 %. Фактически ликвидированы военно-промышленная, радиоэлектронная отрасли производства. Судостроительные предприятия Севастополя, Керчи и Феодосии работают на уровне 7 - 9 % своих возможностей. Особо тяжелый кризис наблюдается в сельском хозяйстве. Валовой сбор только зерновых сократился почти в два раза, и в 2007 году составил немногим более 1,0 млн. тонн. Деградирует садоводство и виноградарство, перерабатывающая промышленность. Изношенность основных фондов в промышленности и агропромышленном комплексе Крыма - более 80 %. По сравнению с 1990 годом объемы рекреационных услуг в Крыму также уменьшились в 2,5 раза. Если в 1990 году здесь лечилось и отдыхало около12 млн. человек, то в 2007 - 5,5 млн. 

В настоящее время у властей Украины и АРК нет абсолютно никаких возможностей собственными силами поднять экономику региона «из руин» самостоятельно. Возрождение крымского региона в таких условиях возможно только при крупномасштабных инвестициях стратегических партнеров. Кто может стать таковыми? Украинское государство это осуществить не в состоянии – государственный бюджет Украины предельно ограниченный, значительно меньше даже муниципального бюджета г. Москвы. Украинский частный бизнес в состоянии стать инвестором в развитие АРК, но в небольших объемах, поскольку он преимущественно сориентирован на промышленное производство. Проблема рисков в украинской экономике и многие другие причин отпугивают инвесторов из дальнего зарубежья. Не включение Украины в стратегические экономические планы Евросоюза – одно из свидетельств тому. Финансовый кризис в мировой экономике в настоящее время также явно не способствует ожиданиям крупных инвестиционных проектов из дальнего зарубежья. 

Гипотетически реальным стратегическим союзником в деле возрождения экономики Украины по-прежнему остается только Россия, с ее динамично развивающейся промышленностью, огромными бюджетными средствами и традиционно дружескими, добрососедскими отношениями. Более того, если украинское государство испытывает острейший дефицит финансовых средств, то в России -- они в избытке. Только профицит бюджета Российской Федерации в 2007 году составил по предварительным расчетам более 1,5 триллиона рублей. За этот российский капитал целесообразно бороться, поскольку он, на наш взгляд, может обеспечить экономическое возрождение не только Крыма, но и Украины в целом.

Обобщая вышеизложенные факты и с целью преодоления системного кризиса в АРК, нами были разработаны «Основы Концепции возрождения Крыма». В документе научно обосновывается целесообразность создания на полуострове «Территории российско-украинского экономического сотрудничества» на принципах свободных экономических зон по типу уже эффективно работающих в Китае, Аргентине, Бразилии и других странах.

Что дает Крыму, а соответственно, и Украине создание такой свободной экономической зоны:

  • главным образом, будет создана стратегическая перспектива преодоления системного кризиса, восстановление и развитие экономики региона на апробированных международным опытом рыночных принципах;
  • создание для местной власти условий и механизмов, позволяющих самостоятельно руководить экономическими процессами в регионе, что в настоящее время фактически отсутствует. Это, в свою очередь, повысит ответственность и дееспособность всех ветвей власти в Крыму;
  • существенное оживление экономики Крыма позволит более эффективно решать ряд задач в сфере повышения материального и культурного благосостояния жителей региона, станет важнейшей предпосылкой преодоления имеющихся проблем в сфере социальных и межэтнических отношений.

Что должно привлечь интерес России к расширению инвестиционной политики в Крыму:

  • возможность эффективного вложения средств с целью получения прибыли в рекреационную и другие инвестиционно привлекательные объекты в АРК, перспективность развития которых существенно значима;
  • более эффективно развивать уже имеющиеся экономические структуры Российской Федерации в Крыму;
  • возможности для практического создания на долгосрочных основах системы оздоровления российского населения, которая хорошо зарекомендовала себя в советское время, но в последующем была необоснованно разрушена событиями 90-х годов;
  • стабилизация гуманитарных проблем, учитывая, прежде всего, то, что Крым – «де-факто» является русским по этническому составу, а сотни тысяч местных жителей имеют родственные связи в России, как и наоборот.

Перечисленное далеко не исчерпывает наличие взаимовыгодных интересов Украины и России в контексте гипотетического развития Крыма как «территории российско-украинского экономического сотрудничества». Несомненно, их значительно больше.

Необходимо отметить, что уже неоднократно предлагались экономические модели развития Крыма, которые так и не были реализованы. На наш взгляд, они и не могли быть претворены в практическую жизнь, поскольку обосновывали развитие региона в рамках специализации в той или иной сфере его развития. Одни считали, что Крым должен стать преимущественно курортным, другие – зоной транспортных коммуникаций, третьи – сельскохозяйственным регионом и т.д. Нами же предлагается принципиально иной вариант развития Крымской Автономии: на всей территории крымского полуострова, включая город Севастополь, создать на 49 лет «территорию приоритетного украинско-российского экономического сотрудничества», где будут созданы предельно льготные условия для международного бизнеса. А это, в свою очередь, и определит специфику социально-экономической детерминации развития региона. Создание льгот для российского и украинского бизнеса явится ключевым фактором увеличения степени инвестиционной привлекательности АРК, что на сегодняшний день явится спасением крымского региона от полной деградации. Таким инструментом спасения и должен стать проект развития Крыма как «территории приоритетного российско-украинского экономического сотрудничества». На такой территории экономические приоритеты в развитии Автономии создаются и для украинских, и для российских участников рынка именно потому, что в настоящее время более 85 % инвестиций в экономику крымского региона поступает из Украины и России. При этом российские инвестиции в АРК значительно опережают инвестиции от украинских участников предпринимательской деятельности. 

Российско-украинские экономические приоритеты в развитии экономики Крыма обусловлены также известными политико-правовыми, гуманитарными, духовными и другими обстоятельствами.

Одновременно с «крымским» проектом нами предлагается реализовать и не менее взаимовыгодный для российско-украинских отношений «тюменский» проект.

Тюменская область – также специфический регион в Российской Федерации, как и Крым. Он также многонациональный. В него входят Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа. Особенностью Тюменской области является и то, что здесь проживает одна из самых больших украинских диаспор. Почти каждый десятый житель Тюменской области, по данным последней переписи, идентифицировал себя как украинец по национальности, а фактически представителей этого этноса в регионе значительно больше. Данное обстоятельство является важным, поскольку современное украинское руководство инициирует более широкое привлечение диаспоры к решению внутренних экономических проблем Украины. 

Следует специально отметить, что Тюменская область имеет богатейшие сырьевые запасы углеводородов и других природных ископаемых, в которых особо нуждается Украина. Здесь добывается свыше 65 процентов российской нефти и свыше 90 процентов газа. Повторим, что именно эта сырьевая продукция жизненно необходима для сохранения украинского промышленного и сельскохозяйственного производства. Преодоление дефицита в ней будет реально способствовать преодолению системного кризиса в стране и не на словах, а на деле обеспечит построение собственного, независимого сегмента экономики. Вероятно, это обстоятельство и делает Украину особенно заинтересованной в расширении долгосрочного экономического сотрудничества с Тюменской областью. Элементарные расчеты показывают, что экономически значительно выгоднее инвестировать капитал в ресурсно обеспечивающие регионы, и тем самым обеспечивать свою страну энергоносителями по более низким ценам, чем их покупать по постоянно растущим «рыночно-европейским». 

Для украинских властей создание «территории российско-украинского экономического сотрудничества» в Тюменской области на апробированных международной практикой принципах свободных экономических зон – проект особо целесообразный, поскольку не только открывает доступ к энергетическим запасам России, но и обеспечивает его реализацию на льготных условиях. Известно, что человечество фактически находится в состоянии сырьевого кризиса. В то же время, Россия обладает почти половиной сырьевых запасов человечества, за допуск к которым на мировых рынках разворачивается острая конкуренция. Украина, как стратегический партнер России, все еще сохраняет реальный шанс не только выиграть эту конкурентную борьбу, но и участвовать в разработке сырьевых запасов в Тюменской области, повторим, на льготных условиях. Если этого не сделать сейчас, Украина навсегда потеряет возможность успешно развивать индустриальный сегмент своей экономики, и неизбежно станет на путь провинциального обслуживания основных фигурантов современных процессов глобализации, особенно, после полноправного вступления страны в международные экономические организации, такие, к примеру, как ВТО.
Особенности системного кризиса на Украине проявляются и в наличии избыточного количества трудовых ресурсов. Предварительные расчеты показывают, что около 7 млн. трудоспособных украинцев - вынужденные трудовые мигранты. Многомиллионная армия гастарбайтеров в Западной Европе, Америке и других регионах дальнего зарубежья вынуждена зарабатывать на жизнь унизительным, преимущественно низкоквалифицированным трудом. В то же время, Российская Федерация особо нуждается в привлечении высокопрофессиональных трудовых ресурсов, какими традиционно и являются в России украинские работники. Инженеры, строители, талантливые менеджеры и многие другие специалисты будут особо востребованы в Тюменской области при условии создания там территории долгосрочного «российско-украинского экономического сотрудничества» и не на унизительных правах пасынков, а на равноправных условиях с российскими гражданами, как это было всегда, особенно в период столыпинских реформ и в советский период нашей общей истории. 

Что более конкретно даст России создание в Тюменской области «территории приоритетного российско-украинского сотрудничества»:

  • привлечение дополнительных инвестиций в развитие Западной Сибири;
  • привлечение трудовых ресурсов, в которых нуждается Российская Федерация в настоящее время. Тенденции развития демографической ситуации в России таковы, что потребность в привлечении дополнительной рабочей силы все более будет становиться актуальной;
  • восстановление взаимовыгодных, апробированных практикой кооперативных связей с Украиной, которые повысят конкурентоспособность каждой из стран перед современными вызовами глобализации;
  • расширение сферы гуманитарного сотрудничества и восстановление лучших, добрососедских традиций взаимоотношений между российским и украинским народами как стратегическими партнерами.

Что должно привлечь интерес Украины к расширению инвестиционной политики в Тюменской области:

  • главным образом, это получение льготных возможностей осуществлять обеспечение энергоносителями собственного промышленного и сельскохозяйственного производства;
  • привлечение украинского капитала в развитие Западной Сибири -- есть продолжение эффективной экономической политики, которая имела место и ранее, но в настоящее время является особо взаимовыгодной и целесообразной;
  • создание условий содействия для наиболее целесообразного решения проблемы с избытком трудовых ресурсов в Украине. Обеспечение украинских граждан работой в Тюменской области – не только фактор преодоления безработицы, но и фактически получение возможности работать на территории соседнего государства, содействуя преодолению кризиса непосредственно в своем Отечестве;
  • украинско-российское экономическое сотрудничество позволит существенно расширить сферу гуманитарных отношений между двумя странами, будет содействовать укреплению мира и безопасности на всем евразийском пространстве.

В целом, рассматривая Крым и Тюменскую область как территории, на которых целесообразно создание условий приоритетному украинско-российскому экономическому сотрудничеству, следует отметить, что идея «свободных экономических зон» не является новой. Здесь речь идет о хорошо апробированном механизме преодоления системных экономических кризисов путем создания льгот для инвестиционного капитала.

«Свободные экономические зоны» - одна из старейших, и вместе с тем, новейшая идея в области экономического развития. Историческое развитие человечества демонстрирует их огромное разнообразие. Только в течение последнего десятилетия можно наблюдать создание сотен эффективно развивающихся «зон свободной торговли» с таможенными льготами. Промышленно-производственные свободные экономические зоны в формах «промышленных парков» в наибольшей степени распространены в США, Мексике, странах юго-восточной Азии. «Технико-внедренческие научно-производственные зоны», «технопарки» широко внедряются в наиболее развитых странах. Зоны приоритетного развития малого бизнеса характерны для Индии, Ближнего Востока, Аргентины, Франции. «Оффшорные финансовые центры» наиболее широко распространены в Карибском бассейне, Гонконге и Сингапуре. Особый вид свободных экономических зон характерен для Китая - это комплексные, специальные экономические зоны, работающие в режиме создания наибольшего благоприятствования в развитии целых регионов. Для Автономной Республики Крым и Тюменской области в современных условиях в наибольшей степени подходит именно китайский опыт.

Таким образом, представляемые основы концепции создания территории украинско-российского экономического сотрудничества в Автономной Республике Крым и Тюменской области построены на признании необходимости проведения более радикальных, научно-обоснованных реформ в экономической, политико-правовой и социально-гуманитарной сферах жизнедеятельности России и Украины Они учитывают многовековой опыт российско-украинских взаимоотношений, исторические сложившиеся формы взаимного сотрудничества и образа жизни. Предлагаемые основы концепции базируются также на современном международном опыте экономических взаимоотношений, учете специфики условий жизнедеятельности населения регионов и других не менее важных гуманитарных обстоятельств. 

Услуги компании

  • Политические коммуникации
  • Бизнес-коммуникации
  • Кризисные коммуникации
  • Финансовые коммуникации
  • Лоббирование и взаимодействие с органами государственной власти
  • Социальные исследовательские проекты