Русский

Exit polls в Грузии: Демократический контроль или фактор эскалации социальной напряженности

В Грузии 5 января прошли внеочередные выборы Президента Грузии и параллельно состоялся общенародный референдум по вопросу вступления Грузии в НАТО и плебисцит по вопросу определения даты следующих парламентских выборов.

Наряду с вопросом выбора Президента Грузии гражданам задавались вопросы «Поддерживаете ли вы вступление Грузии в НАТО?» и «Согласны ли вы, чтобы очередные выборы в парламент Грузии состоялись весной 2008 года?». Вызывает обеспокоенность позиция официальных властей Грузии по поводу прошедшего всенародного голосования. В частности, ранее в СМИ неоднократно сообщалось о подписании указа бывшим президентом Грузии Михаилом Саакашвили о проведении референдума о вступлении Грузии в НАТО. С другой стороны комментируется, что всенародный опрос, назначенный параллельно с выборами Президента Грузии, является плебисцитом. Принципиальная разница в том, что результаты референдума предполагают прямые юридические последствия по воплощению общенародно принятого решения, а результаты плебисцита не имеют обязательной юридической силы, а лишь демонстрируют мнение народа. Таким образом, в случае, если результаты этого общенародного голосования окажутся неудовлетворительными для власти, вполне очевидно, что нет достаточных юридических оснований выполнять решения, обозначенные в его результате, пусть даже на общенародном уровне. В такой ситуации, в независимости от волеизъявления граждан Грузии, решение будет приниматься властью.

Также в день голосования в Грузии был проведен ряд социологических опросов избирателей на выходе из избирательных участков (exit polls), которые являются одним из важнейших инструментов демократического контроля над ходом голосования, а также обеспечивают прозрачность и демократичность выборов.

Грузинские (exit polls) были проведены следующим группами:

  • Проект «Экзитпол – 2008», проведенный Государственным университетом им. Ильи Чавчавадзе, Кавказским институтом мира, демократии и развития, Грузинским институтом общественных дел и Фондом международных и стратегических исследований Грузии, финансировался четырьмя грузинскими телекомпаниями: Общественное телевидение, «Рустави-2», «Мзе» и Аджарское телевидение
  • Проект «Экзитпол Грузия 2008» проведен украинским информационно-аналитическим центром «Общеевропейское дело» и международной организацией «Европейский фонд «За развитие демократии», осуществлявшей экзит-пол по заказу телекомпании «Имеди»

Результаты проведенных исследований широко освещались и обсуждались как грузинскими, так и зарубежными СМК.

Кандидаты на пост Президента Грузии

Проект «Экзитпол – 2008»[1]

Проект «Экзитпол Грузия 2008»[2]

По предварительным данным ЦИК после подсчета голосов с 3482 из 3512 участков по Грузии и за рубежом

Михаил Саакашвили

53,8%

24,4%

52,21%

Леван Гачечиладзе

28,3%

31,0%

25,6%

Аркадий (Бадри) Патаркацишвили

6,2%

20,3%

6,99%

Шалва Нателашвили

5,6%

12,4%

6,42%

Гиорги Маисашвили

0,9%

0,6%

0,76%

Давид Гамкрелидзе

3,6%

7,3%

4,02%

Ирина Саришвили

0,4%

0,1%

0,19%

Против всех (графа в избирательном бюллетене отсутствует)

0,9%

2,0%

-

Отказались отвечать на вопросы (графа в избирательном бюллетене отсутствует)

-

1,1%

-

Итого:

99,70%[3]

99,20%

96,19%



[1] Согласно окончательному подсчету данных, общее число опрошенных в ходе экзитпола составило 9 тыс 846 человек, из них ответили на вопрос о том, какого из кандидатов они поддержали на выборах, 7 тыс 102 человека.

[2] Данные получены по итогам опроса около 10 тысяч респондентов на 200 избирательных участках; уровень возможной погрешности - до 3,9%

[3] Без учета 28 процентов участников экзитпола, не пожелавших ответить на этот вопрос


Результаты проведенных exit poll (представленные в таблице) наглядно свидетельствуют о большом количестве расхождений (не соответствий) с общепринятой международной практикой проведения и представления данных exit poll и по сути противоречат ей. По мнению экспертов МИСИ «Vector» все это направлено на дезориентацию общественности (что является одним из фактов манипуляции общественным мнением) и данные результаты не отражают реальную картину состояния общественного мнения, а соответственно и не могут являться реальным инструментом демократического контроля за общем ходом голосования.

Удивительно, что организаторы экзит-полов объясняют такое расхождение в итогах опросов разницей в методологии, что вероятнее всего действительно так, в силу того, что такая методология разнится с общепринятой международной практикой.

Анализировать результаты exit poll по вопросам «Поддерживаете ли вы вступление Грузии в НАТО?» и «Согласны ли вы, чтобы очередные выборы в парламент Грузии состоялись весной 2008 года?» практически невозможно, поскольку до сих пор отсутствует информация о конкретных формулировках позиций шкалы, предложенных проголосовавшим на выходе из избирательного участка. Более того, только лишь группа проекта «Экзитпол – 2008» представили результаты проведенного исследования по данным вопросам, в то же время ЦИК Грузии до сих пор не представил никаких предварительных данных.

Также обращает на себя внимание и наличие иностранных наблюдателей, прибывших в Грузию, чтобы отслеживать процесс проведения опросов избирателей на выходе с избирательных участков (exit-polls). Задачей наблюдателей было контролировать проведение опросов. В группе по мониторингу участвуют глава юридического комитета парламента Эстонии и бывший министр юстиции этой страны Кен-Марти Вахер, вице-президент группы социологических исследований США «QEV Analitics» Элех Скожилас, а также скандально известных социологов из Украины в лице директора украинского исследовательского фонда «Демократическая инициатива» Ирины Бекешкиной и других.

Что же стоит за такой формой контроля?

По мнению экспертов МИСИ «Vector», приглашенные из Украины специалисты известны как участники скандала на украинских Президентских выборах 2006 года, когда на основе данных exit poll был реализован проект «протаскивания» в президенты страны В.Ющенко. Широко известна резко отрицательная реакция на такие исследования в социологических кругах. Они также хорошо известны у себя дома как представители «прооранжевых сил», работа которых щедро оплачивается известными западными донорами. В частности, на Украине exit poll финансировались почти исключительно: Посольством США в Украине (программа демократических грантов), Международным фондом возрождения (Фонд Сороса), Национальным фондом поддержки демократии (США), Фондом Чарльза Стюарта Мотта (США), Королевским посольством Великобритании в Украине и рядом других. Вероятно, за деньги из таких источников проводится и контроль над выборами Президента Грузии в настоящее время.

Интересен и факт одной из оценок наблюдателей за проведением exit poll в Грузии, которые отметили: «Что касается данных экзитполов, пока известно, что к 11 часам проголосовали 11 процентов избирателей», тогда как общеизвестно, что exit poll не является и не может быть инструментом измерения явки на выборах.

Имеются и другие причины, свидетельствующие, что социологический антураж, контроль над проведением Президентских выборов в Грузии показывает их сомнительный демократический характер. Участие приглашенных специалистов из Украины, на основе приведенных нами выше фактов, дает основание считать использование одного из методов прикладной социологии exit poll не как инструмента общественного контроля, а как инструмента продвижения к власти определенных политических сил. (Учитывая вышеприведенные нами факты, участие приглашенных специалистов из Украины дает основание считать использование одного из методов прикладной социологии exit poll не как инструмента общественного контроля, а как инструмента продвижения к власти определенных политических сил.)

Обращает на себя внимание и тот факт, что проведенные в Грузии исследования ни разу не ставили вопрос о качестве проведения самой предвыборной кампании. В то же время известно, что сотни тысяч людей были лишены права участвовать в выборах из-за проблем со списками избирателей и по ряду других процедурных вопросов. В России, где де-факто проживают и работают не менее миллиона граждан Грузии, выборы были организованы так, что в них смогли принять участие лишь около 400 грузинских граждан, находящихся в России . Имелись и многочисленные другие правовые и нравственные проблемы с организацией и проведением досрочных выборов президента Грузии. В то же время западные наблюдатели оценили организацию и проведение внеочередных выборов в Грузии положительно с незначительными замечаниями.

Все это, как полагают эксперты МИСИ «Vector», может явиться реальным поводом для эскалации социальной напряженности в Грузии.

Услуги компании

  • Политические коммуникации
  • Бизнес-коммуникации
  • Кризисные коммуникации
  • Финансовые коммуникации
  • Лоббирование и взаимодействие с органами государственной власти
  • Социальные исследовательские проекты