Русский

«Социологическая информация в средствах массовой коммуникации как инструмент искажения социальной реальности»

15 ноября в РИА Новости состоялась пресс-конференция, на которой обсуждались вопросы, связанные с использованием социологической информации в масс-медиа как способа манипуляции общественным мнением.

На встрече с журналистами были представлены данные социологических опросов, проведенных Международным институтом стратегических исследований «Vector» по обсуждаемой проблематике.

7-12 ноября были опрошены в качестве экспертов преподаватели социологических дисциплин ряда вузов России, Украины и Беларуси. Всего опрошено 224 респондента, - 85,0% - преподаватели прикладной социологии, 15,0% - общего курса социологии, из них 75,0% - кандидаты и доктора наук. 

В результате установлено, что среди специалистов-социологов указанных стран только 36,5% считают, что все данные социологических опросов, распространяемых в средствах массовой информации в той или иной степени репрезентативны.

63,5% считают, что большинство (или вся) социологической информации, распространяемой в СМИ, наоборот, не является репрезентативной.

Особенно критически к публикуемым данным социологических опросов относятся специалисты из Российской Федерации, которые на вопрос: «В какой степени Вы считаете репрезентативными данные социологических опросов, распространяемые в средствах массовой коммуникации (СМК)?» указали (данные в % к общему количеству опрошенных):

  1. 15,0% – считают, что все данные социологических опросов, распространяемых в СМК, являются репрезентативными.
  2. 19,0% – полагают, что большая часть данных социологических опросов, распространяемых в СМК, являются репрезентативными.
  3. 42,0% – считают, что меньшая часть данных социологических опросов, распространяемых в СМК, являются репрезентативными.
  4. 24,0% – ответили, что все данные социологических опросов, распространяемых в СМК, являются не репрезентативными.


Исследование показало, что назрела необходимость на законодательном и соответствующем нравственном уровнях урегулировать формы и методы представления социологической информации и, прежде всего, в масс-медиа.

Для социологической общественности и журналистов был обнародован проект «Меморандума об основных принципах освещения (обнародования) социологической информации», предложенный для обсуждения с последующим подписанием широкими кругами социологического и журналистского сообщества России. С полным текстом «Меморандума» можно ознакомиться на сайте МИСИ «Vector»www.iisr.ru.


Участники пресс-конференции:

  • сопредседатель научно-методического Совета МИСИ «Vector», кандидат социологических наук Хриенко А.П.
  • ведущий специалист МИСИ «Vector», кандидат социологических наук Росляков А.Б.

Услуги компании

  • Политические коммуникации
  • Бизнес-коммуникации
  • Кризисные коммуникации
  • Финансовые коммуникации
  • Лоббирование и взаимодействие с органами государственной власти
  • Социальные исследовательские проекты