Русский

Меморандум об основных принципах освещения социологической информации



В последнее время увеличилось количество публикаций социологической информации в масс-медиа, не соответствующей основным требованиям Профессионального кодекса социолога и не отвечающей существующим этическим нормам. Снижается уровень доверия населения к представляемой информации.

Специалисты в области социологии зачастую представляют результаты своих исследований, неадекватно отражающие действительное состояние дел. С другой стороны, в средствах массовой информации значительно увеличивается распространение не вполне объективной социологической информации. При этом, имеет место нарушение этических норм освещения информации как социологами, так и журналистами. В данной связи считаем необходимым разработать, согласовать и совместно утвердить правила и этические нормы взаимоотношения социологов [социологических организаций] с журналистами [институциями масс-медиа] в деле распространения социологической информации.

В наиболее общем виде они должны строиться на следующих принципах:

  • 1. Объективность, достоверность и обоснованность представляемой социологической информации.
  • 1.1. Социологи и журналисты, готовящие публикации социологической информации, должны обладать соответствующей компетентностью и соблюдать свои профессиональные кодексы.
  • 1.2. Социологическая информация, представляемая для широких кругов населения, должна быть максимально достоверной, объективной и научно обоснованной.
  • 1.3. Социолог и социологическая организация, журналист и издание равнозначно несут морально-нравственную и юридическую ответственность за достоверность публикуемых результатов социологических исследований.
  • 1.4. Представление некачественной социологической информации, как и плагиата недопустимо и несовместимо с профессиональной деятельностью журналиста и социолога.
  • 2. Этические нормы публикации социологической информации.
  • 2.1. Предоставляемая социологическая информация должна публиковаться на основе общих нравственных принципов современного общества, с учетом его аксиологической и ценностной специфике.
  • 2.2. При публикации результатов социологических исследований не допустимо использование научно не необоснованных данных, дискредитирующих коллег или искажающая данные других исследователей.
  • 2.3. Социологи и журналисты в равной степени ответственны за безнравственное представление социологической информации.
  • 2.4. Публикуемая социологическая информация должна быть беспристрастной и точной. За неадекватную интерпретацию представляемой информации или преднамеренное искажение фактов ответственность несут как социолог, так и журналист.
  • 3. Технология представления социологической информации
  • Представляемая социологическая информация в обязательном порядке должна содержать следующее критерии, подтверждающие ее достоверность:
  • 3.1. Указание на автора или организацию, проводивших социологическое исследование.
  • 3.2. Время и место проведения исследования.
  • 3.3. Объем и содержание выборочной совокупности.
  • 3.4. При перепечатке(повторном представлении) социологической информации, ссылка на автора или издание ранее, публиковавшего данные социологических исследований, обязательна

Представленные принципы взаимоотношений социологов и журналистов при публикации результатов социологических исследований не противоречат их профессиональным и этическим нормам поведения, а наоборот упорядочивают совместную работу по информированию населения достоверной социологической информацией, которая существенным образом должна оказывать влияние на формирование адекватного общественного мнения.

Услуги компании

  • Политические коммуникации
  • Бизнес-коммуникации
  • Кризисные коммуникации
  • Финансовые коммуникации
  • Лоббирование и взаимодействие с органами государственной власти
  • Социальные исследовательские проекты